Разделать «Лепсе» и разделаться с тревогой
 
Радиационная безопасность
 
 

Разделать «Лепсе» и разделаться с тревогой

 
 
Автор фото: Лев Федосеев

Утилизация «Лепсе» идет по плану - таковы выводы инспекции Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), который является финансовым донором проекта.

- Мы находимся в графике, определенном контрактом. Международные доноры и международные консультанты удовлетворены тем объемом работ, которые выполняет наше предприятие, - подтвердил руководитель проекта утилизации плавтехбазы «Лепсе» СРЗ «Нерпа» Александр Малышкин.

Это судно, построенное еще в тридцатые годы прошлого века, в начале шестидесятых было переоборудовано под плавтехбазу для обслуживания создаваемого атомного ледокольного флота страны. Его задействовали для перезарядки реакторов атомоходов «Ленин», «Арктика», «Сибирь». С 1981 года использовали уже в качестве хранилища отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов (РАО).

Главная опасность, которую хранят в себе трюмы, - 639 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), часть которых повреждена. «Лепсе» справедливо называли самым ядерно-опасным плавучим объектом Северо-Запада России. При этом обладатель столь незавидного титула десятилетия стоял у причала Атомфлота, в нескольких километрах от городской черты Мурманска.

Над проектом утилизации плавтехбазы думали давно. Но лишь несколько лет назад ситуация сдвинулась с места. Причем в прямом смысле. В сентябре 2012 года «Лепсе» отбуксировали на снежногорский судоремонтный завод «Нерпа». Там, пока ПТБ еще находилась на плаву, с нее демонтировали мачты, трубу и элементы надстройки. Одновременно на берегу подготовили конструкции носовой и кормовой блок-упаковок. И в октябре 2014-го судно поставили в док, а затем перевели на твердое основание на стапельной плите «Нерпы».

- Как говорят судоремонтники, корабль стал в док «как влитой». Сложность этой доковой операции была в том, что он вставал не на обычный стапель, а в носовую блок-упаковку. Были готовы ее днищевая и две бортовые секции, - сообщил Александр Малышкин.

По проекту уже лишившееся надстройки судно должно быть разделено на пять частей: кормовую (условно «чистую»), блок хранилища цистерн жидких радиоактивных отходов (ЖРО) в кормовой части, машинно-котельное отделение, хранилище ОЯТ в носовой части и собственно носовую часть.

В апреле 2015-го разделка началась. Самая опасная зона - носовой отсек с хранилищем ОЯТ. Поэтому специалисты уточнили радиационную обстановку в ней, провели ряд других необходимых подготовительных работ.

Вокруг хранилища должны быть сформированы две блок-упаковки - кормовая и носовая. Секции под них заранее изготовили в цехах предприятия. Сначала была полностью удалена кормовая оконечность судна. В сентябре прошлого года проведен демонтаж машинно-котельного отделения.

- Это самое напряженное место в плане обеспечения пожарной безопасности, - отметил Александр Малышкин.

В октябре закончили монтаж торцевых секций кормовой блок-упаковки. Сейчас она уже полностью сформирована. Осталось только окрасить, что и будет сделано летом. А уже в сентябре она должна уйти на долговременное хранение в Сайда-Губу.

С носовой частью судна проблемы серьезнее. Опасное содержимое трюмов «Лепсе» - 639 ОТВС, большинство из которых признаны дефектными. А значит, выгрузить их по штатной технологии нельзя. Впрочем, решение относительно метода разгрузки ПТБ найдено. Если не вдаваться в технические подробности, то их извлекут из хранилища прямо в пеналах, в которых они находятся. Но операция эта, мягко скажем, непростая, требующая тщательной подготовки. В частности, предстоит сделать защитное укрытие.

- Будет построен специализированный мини-цех, который позволит выгрузить все эти ТВС и передать их на спецкомбинат «Маяк». Возведение укрытия должно закончиться в 2017 году. И до 2020-го специалисты будут заниматься выгрузкой топлива, - сообщил Александр Малышкин.

После этого лишившаяся своего опасного содержимого носовая блок-упаковка также поступит в Сайда-Губу.

Опубликовано: «Мурманский вестник» от 13.04.2016

Другие материалы темы "Региональная экономика":
  • Как помочь царской рыбе?  На заседании противоэпизоотической комиссии шел разговор о заболевании дикой семги  (29.06.2016)
  • Скучать не придется  На буксире ФГУП «Атомфлот» «Тамбей» поднят государственный флаг  (24.06.2016)
  • Пожуем - увидим  (12.04.2016)
  • Бизнес-проект со дна морского  (09.04.2016)
  • Таблетки особого назначения  Воздействие на среду оценит общественность  (06.04.2016)
  • Бюджет всему голова  (02.04.2016)
  • Уникальность приходит на помощь  (01.04.2016)
  • Пожалуйте, треска, в гостиницу!  (25.03.2016)
  • По карте - далеко, по интересам - близко  (11.03.2016)
  • Деньги - к деньгам?  (01.03.2016)
  • Аргументы и контрафакты  (27.02.2016)
  • Каникулы? Время засучить рукава!  (25.02.2016)
  • Новые суда строить будем только дома  (19.02.2016)
  • Дельная идея в добротной «упаковке»   (11.02.2016)
  • Горячая страда в лютые морозы  (05.02.2016)
  • Яичко не простое, а диетическое  (04.02.2016)
  • Танкер рыбке не товарищ…  (16.05.2015)
  • К выходным будем с мойвой  (04.02.2015)
  • Главное – избежать резких скачков цен  (31.01.2015)
  • За гречку досталось на орехи  (28.01.2015)
  • С новыми кораблями и старыми заботами  (20.01.2015)
  • Добываем сохраняя  (14.01.2015)
  • Ситуация в пределах нормы  (30.12.2014)
  • Белой рыбой брешь закроем  (18.12.2014)
  • Безопасно и красиво  (13.12.2014)
  • Три стороны - в пользу четвертой  (02.12.2014)
  • Цены пока не кусаются, но зубы точат  (02.12.2014)
  • Освоение - всегда вызов  (19.11.2014)
  • Голыми руками Арктику не возьмешь  (19.11.2014)
  • Важный шаг навстречу  (18.11.2014)
  • Лидеры качества позиций не сдают  (14.11.2014)
  • Северяне останутся при «северных»  (14.11.2014)
  • Коровушки на ферме, олени - в тундре  Ловозерцы запасли силос, готовятся к коралю  (12.11.2014)
  • Время требует быстрых решений  (12.11.2014)
  • Нити рельсов протянутся к узлу  (24.10.2014)
  • Побег на юг не состоится  (24.09.2014)
  • А молоко не убежит?  (19.09.2014)
  • Объединенные холодом  (17.09.2014)
  • «Прямо у фермера купить»  (09.09.2014)
  • Форсайт для Мурмана  В нашей области открылись Дни инноваций  (04.09.2014)
  • У соседей есть предложение  А в Мурманской области есть спрос на качественные товары  (23.08.2014)
  • Браконьер наглеет от безнаказанности  (20.08.2014)
  • Меняем раннюю на разноцветную!  Китайским ученым показали уникальную коллекцию картофеля и даже дали попробовать  (20.08.2014)
  • Какому проекту область поможет?  (31.07.2014)
  • Свое надежнее  (16.07.2014)
  • Отплатит буренка за свежую зеленку  (01.07.2014)
  • Дмитрий Соснин: «Есть дороги, где ремонт уже выполнен на 100 процентов»  (28.06.2014)
  • «Ласточка» до Мурманска не долетит  (21.06.2014)
  • Затарились новой проблемой  (20.06.2014)
  • Палка всегда о двух концах  Бизнес готовится встретиться с экономическими санкциями  (11.06.2014)
  • Позиции подменили амбициями  (11.06.2014)
  • В поисках баланса  (11.06.2014)
  •  
     
     

    Самое читаемое
    • за неделю
    • за месяц


    Житейские истории
    Не мне - значит, никому! Решил влюбленный и убил
    Говорят, что пары создаются на небесах. Но вот уж эту пару из Мончегорска - Романа и Алену - явно черт свел: слишком уж разные они были. Он - тридцатилетний айтишник,...
    14 лет убийца ждал, что его арестуют. И дождался
    Зачем он с ней тогда пошел?! Этот вопрос не давал ему впоследствии покоя целых четырнадцать лет. «Пьяный был, вот и пошел», - отвечал себе упорно. И старался забыть, что было дальше. Но не мог...
    Фальшивыми бывают не только деньги
    Жителя Рослякова Степана Бугрова дочка-студентка попросила продать ноутбук. Позвонила из Архангельска, где она жила, сообщила, что приобрела продвинутый планшет,...

    Loading...
    Вверх
    © «Мурманский вестник» 1991-2014
    Мурманское областное издание

    Правила использования материалов газеты «Мурманский вестник»

    Яндекс.Метрика
    Архив   Реклама   Подписка   Реквизиты   Контакты   Наши авторы   Закупки
    Главная   Политика и власть   Экономика   Агропром   Рыбацкий вопрос   Жилкомхоз   Общество   Здравоохранение   Образование   Культура   Увлечения   Служу Отечеству!   Зверьё моё   Наш край    Земляки    Экология   Спорт   Спрашивали-отвечаем  Мы и закон  Происшествия  Официальная публикация   Новости партнеров