Королевство стало маловато
 
Дата
 
 

Королевство стало маловато

 
 
Автор фото: Лев Федосеев В сюжете 9 фото

Сегодня мы можем увидеть в Мурманском областном художественном музее картины Константина Коровина, гравюры XVIII века из частных коллекций, можем послушать лекции историка моды Александра Васильева и записаться на мастер-класс художника-модельера, петербургской королевы шляп Марины Седовой. А когда-то там выстраивались очереди за тарелкой борща и пюре с котлетой.

Трехэтажный небоскреб

Сегодня кажется, что он существовал всегда, хотя ему всего-то 25 лет. Для такого учреждения, конечно, не возраст. Это, к слову, в десять раз меньше, чем исполнилось в уходящем году Государственному Эрмитажу. Тем не менее история появления и развития нашего музея, а также здания транспортно-потребительского общества, в котором он расположился четверть века назад, заслуживает особого внимания.

Причиной начала трансформации ТПО в музей стало положение «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию изобразительных искусств в РСФСР», где говорилось о том, что в каждом областном центре с населением свыше ста тысяч человек необходимо иметь музеи и выставочные залы. А в приложении - перечень городов, среди которых был и Мурманск.

Но 19 декабря 1989 года, в день открытия тогда еще только выставочного зала, который через месяц получил статус музея, этому событию радовались далеко не все. Двумя годами раньше, как только решением Мурманского исполкома здание ТПО было передано управлению культуры и горожане об этом узнали, стала нарастать волна недовольства. Ведь храм муз должен был расположиться там, где находились торговый центр и столовая. Доводы большинства мурманчан сводились к одному: нельзя закрывать магазин и заведение общепита - духовной пищей сыт не будешь, картину на хлеб не намажешь.

В те годы этот вопрос не раз поднимался в прессе. Например в газете «Полярная правда» публиковались письма читателей, выступавших за и против преобразований. Была напечатана статья Григория Березы - главного архитектора института «Мурманскгражданпроект» (именно этой организации доверили разработку проекта реконструкции), где он рассуждал о перспективах здания, ставшего памятником истории и культуры.

В 1927 году, когда этот трехэтажный каменный дом построили, среди окружавших его низеньких «деревяшек» он казался почти небоскребом. Его облик не характерен для архитектуры первых пятилеток. Все говорило о более раннем, скорее, дореволюционном проекте. Причем таинственным образом испарились хоть какие-то сведения о его авторе. Когда так бесследно имя исчезает из всех возможных списков, это может означать, что он был репрессирован.


Борьба за красоту

Вообще, в здании оказалось много интересного и уникального. Один только стеклянный купол на крыше - так называемый зенитный фонарь - чего стоит. Правда, он прослужил украшением кровли только до войны, во время Великой Отечественной был разрушен, и восстановить его не удалось. Но о его существовании хотя бы знали, в отличие от другой особенности.

Когда рабочие приступили к реконструкции помещения, которому тогда уже исполнилось 60 лет, выяснилось, что между этажами прямо под этим куполом «спрятано» сквозное отверстие. Скорее всего, деревянное перекрытие на его месте появилось, чтобы максимально задействовать площадь для торговли. А без него глазу открывалась потрясающая картина: солнечные лучи, проникавшие сквозь стекло на крыше, образовывали нечто вроде огромного светового столба - от первого до последнего этажа.

- Мы пришли в помещение, когда реконструкция уже началась, и последний деревянный обломок перекрытия упал вниз. Тогда здание предстало перед нами в своей первозданной красоте. Колонны, довольно широкие у своего основания, наверху сужались, и оно выглядело гораздо выше, чем на самом деле. Казалось, что мы находимся в храме, поэтому открыть там храм муз было бы самым верным решением. Только тогда нужно было сохранить исторический облик, особый дух этого помещения, - с грустью рассказывает Ольга Григорьева, в прошлом архитектор «Мурманскгражданпроекта».

Она была в числе группы специалистов, которая выступала за открытие музея, но категорически против той реконструкции, которая была запланирована и утверждена.

- Широкое строительство подобных зданий не практиковалось, но вполне возможно, что оно было типовым, несмотря на всю его уникальность. Я слышала, что похожее здание есть в Великих Луках. Но эти случаи единичны, поэтому даже как типовой проект оно составляло историческую ценность, - продолжает Ольга Григорьева.

Она и еще несколько представителей альтернативного взгляда на реконструкцию помещения готовы были работать бесплатно, сверхурочно, лишь бы не позволить убить эту красоту, а лишь подчеркнуть ее несколькими дополнениями, спасти купол и сквозные отверстия. Ну или хотя бы оставить возможность в будущем, когда появятся средства, более современные материалы и технологии, восстановить их. Но у оппонентов были свои доводы. Речь шла о нарушениях требований противопожарной безопасности и сложности в эксплуатации.

- Безусловно, это очень красиво, но не для наших погодных условий. Восстановление купола для того времени казалось непосильной задачей, там же за столько лет все рамы прогнили. Поэтому мы сделали обычную кровлю, кессонный потолок, - рассказала инженер-строитель Алиса Ганиян, принимавшая участие в разработке проекта. - Главное, что мы вообще успели открыть в городе музей. Ведь после развала Советского Союза вряд ли кому-то пришло бы в голову это делать. А магазин и столовую в ТПО ожидала бы та же участь, что и многие другие торговые точки и залы. Остались бы мы и без музея, и без магазина.


С мечтами о «Родине»

Справедливости ради стоит отметить, что план грандиозной реконструкции, составленный на бумаге, и его воплощение сильно отличались друг от друга. Сказалось практически полное отсутствие документов. Не было информации о материалах, из которых сделаны основные несущие конструкции: фундамент, стены, перекрытия, лестницы, кровля. А изменение назначения здания делать, понадеявшись на авось, невозможно. Так что сейчас, в праздничное для музея время, не хочется выяснять, кто же тогда был прав и чей проект был наиболее подходящим и осуществимым.

Наверное, самое правильное отношение к этому у директора художественного музея Ольги Евтюковой:

- Реконструкция 1989 года в то время и для того времени была хороша, но спустя 25 лет многие ее недостатки становятся видны. Да и потребности новые появляются. Ведь музей от выставочного зала отличается прежде всего наличием хранилища. Как выставочный зал оно почти идеально, но здесь практически не было помещений, которые можно использовать для хранения фондов. К тому же тогда никто не предполагал, что у нас будет такой большой коллектив.

Ольга Александровна помнит, как от разных кабинетов просто «отрезались» кусочки на всяческие кладовки и подсобки. Поэтому сегодня за все, что касается эффективности использования площадей, его сотрудникам можно поставить твердую пятерку. Ведь когда Евтюкова только пришла в музей (она - третий его директор), фонд составлял около 3 тысяч экспонатов. Сегодня он больше в два с половиной раза.

Во многом это заслуга именно руководителя. Если музею что-то нужно, она не стесняется просить, а иногда и требовать. Так, при распределении бюджета Ольга Александровна всегда добивалась, чтобы в нем была заложена определенная сумма на пополнение фондов. Между прочим, нынешний Год культуры открыла не самая скромная акция «Друзья музея», где любому гостю предлагали выступить в качестве мецената, подарив ему картину.

Автор получал деньги, музей - новое произведение, а щедрый даритель - статус лучшего друга и годовой абонемент на посещение всех выставок. Акция прошла с успехом. А сколько раз сами художники бесплатно передавали в фонды свои картины - из-за авторитета музея и дружеских отношений с его руководителем. Важно, что директор легко заводит новые знакомства с медийными персонами, и именно поэтому теперь в художественный музей регулярно наведываются известные личности вроде тех же Александра Васильева и Марины Седовой.

- Когда наш круг друзей стал становиться все шире, фонды пополнялись, тогда я поняла, что королевство маловато, - улыбаясь, говорит глава этого самого королевства. - Прекрасно, что музей открыли в этом здании, но время идет. Нужно развиваться, нужны новые территории.

И снова Ольга Александровна напоминает о своей давней мечте - помещении теперь уже бывшего кинотеатра «Родина». Его присоединение к музею могло бы стать первым шагом к созданию музейного комплекса. И в этом нет ничего невозможного. Превратился же когда-то универмаг в выставочный зал. Так почему бы кинотеатру не стать в будущем частью музейного, пока еще маленького королевства?

Опубликовано: «Мурманский вестник» от 20.12.2014

Публикации темы "Культпоход":
  • Парад маститых и начинающих  (22.06.2016)
  • Пыльные кролики точат зубы на нерях  (13.04.2016)
  • Выставки со смыслом  (12.04.2016)
  • Бизнес-проект со дна морского  (09.04.2016)
  • Светлые люди  (09.04.2016)
  • Куклы с сюжетом  (09.04.2016)
  • «Осторожно: дети!»  Артисты облдрамы подготовили новый спектакль совместно с гаишниками  (02.04.2016)
  • «Осторожно: дети!»  Артисты облдрамы подготовили новый спектакль совместно с гаишниками  (02.04.2016)
  • Сюрпризы «Сияния Севера»  (30.03.2016)
  • Домой - с музыкальным подарком  (25.03.2016)
  • Их сцена манит, как магнит  (25.03.2016)
  • «Эмоции - это валюта джаза»  (23.03.2016)
  • В ожидании «Птицы»  (19.03.2016)
  • «Для нас он был Маяковским»  (11.03.2016)
  • Новый взгляд на вечную тему  (05.03.2016)
  • В полете - «Радость»  (03.03.2016)
  • О курице, обоях и Модильяни  (02.03.2016)
  • Музеи в музее  (27.02.2016)
  • Музеи в музее  (27.02.2016)
  • Поморский витязь  (27.02.2016)
  • Лекарство от страха - рояль!  (06.02.2016)
  • Саамские герои в редкой технике  (06.02.2016)
  • Дар, положенный на мастерство  (30.01.2016)
  • КГБ-бюнад не дремлет  (16.05.2015)
  • Вот тебе, морячка, шоколадка!  (14.05.2015)
  • Инструмент-экстремал в роли солиста  (31.01.2015)
  • Весну позовет золотое сопрано  (31.01.2015)
  • Здравствуйте, я ваша... теща!  (24.01.2015)
  • На очереди - Пелагея  (24.01.2015)
  • Гардероб Незнакомки  Александр Васильев привез в Мурманск платья Серебряного века  (21.01.2015)
  • День напролет и на ночь глядя  (20.01.2015)
  • В поезде нано и ретро  (17.01.2015)
  • Именинник готовит подарки  (13.01.2015)
  • Когда говорят дрели, музы не молчат  (10.01.2015)
  • Фотограф «его сиятельства»  (03.01.2015)
  • Вылечат и душу, и игрушки  (30.12.2014)
  • Когда не нужно слов  (25.12.2014)
  • Дед Мороз стучит в окно  (23.12.2014)
  • Музыка в гармонии с поэзией  (18.12.2014)
  • Зачем сжигают птицу счастья?  (16.12.2014)
  • Не говорите мне прощай...  (16.12.2014)
  • Короли и крали  (13.12.2014)
  • Открылась новая планета  (13.12.2014)
  • Не Джоконда, но - загадка  (13.12.2014)
  • На три голоса - 25 человек  (09.12.2014)
  • Стирая границы  (06.12.2014)
  • Обереги мастерили, по-саамски говорили  (02.12.2014)
  • Стыд спасет мир?  (29.11.2014)
  • «Завтра на рассвете - в бой»  (29.11.2014)
  • Куба далеко, грезы рядом  (22.11.2014)
  • Капризы волшебников  (20.11.2014)
  • Черный кот - на удачу  (15.11.2014)
  • Валентина Махаева: «Я - играющий тренер»  (08.11.2014)
  • Майкл Джексон для хора с оркестром  (06.11.2014)
  • Марафон длиною в жизнь  (25.10.2014)
  • Книжка - как добрая шутка  (25.10.2014)
  • Одним влюбленным больше  (23.10.2014)
  • Пуговка в наследство  (23.10.2014)
  • Где загорел Санта?  (23.10.2014)
  • Из какого сора?  Материалом для скульптур стали бытовые отходы  (22.10.2014)
  • Марафон длиною в жизнь  (18.10.2014)
  • Кинозвезды деревни Бухалово  Как мурманчанка пострадала за съемки у Андрея Кончаловского  (18.10.2014)
  • Бегом на сцену!  (11.10.2014)
  • «Полет шмеля» в шесть рук  Дмитрий Маликов провел в Мурманске мастер-класс  (11.10.2014)
  • «Здравствуй, Саша...»  На мурманской Аллее Писателей появился новый обитатель  (08.10.2014)
  • Моцарт живописи  (04.10.2014)
  • Хакамада снимет маску  (04.10.2014)
  • Марафон длиною в жизнь  (04.10.2014)
  • «Солдат войны не затевает»  (01.10.2014)
  • Мельпомена снимет жилплощадь  (19.09.2014)
  • Судьба художника хранила  (18.09.2014)
  • Прогноз погоды как повод для выставки  (17.09.2014)
  • Цвет и жизнь  (06.09.2014)
  • Согревший Арктику  (06.09.2014)
  • Когда ветер сдувает этюдник  Российские художники съехались в Териберку  (05.08.2014)
  • К самому синему морю  В Заполярье высадился творческий десант  (26.07.2014)
  • Варзугская свеча  (19.07.2014)
  • Звучи - и мир изменится!  (12.07.2014)
  • Кошки с колокольчиками  (11.07.2014)
  • С Мурманском на дружеской ноге  (28.06.2014)
  • Печаль его светла?  Эдвард Мунк глазами мурманских студентов  (26.06.2014)
  • За душой - не трофей, а подарок  (25.06.2014)
  • Понял? Чувствую! Хочу…  (21.06.2014)
  • Вместо закладки - утюг  (17.06.2014)
  • Выбор матери - судьба сына?  (17.06.2014)
  • Ведро краски - и творить!  Молодые художники Заполярья показали публике свои работы  (11.06.2014)
  • Полотно о «Курске» появится через год  Открылась выставка известного православного баталиста  (05.06.2014)
  •  
     
     

    Ваше сообщение
    Представьтесь, пожалуйста:
    Ваш e-mail:
    и (или) другой вид связи:
    Скрыть контактную информацию
    (будет доступно только редакции).

    Ваше сообщение:

    Введите защитный код:
    Правила комментирования
    Запрещается:
    • Оскорбление участников дискуссии и иных лиц
    • Употребление нецензурных слов и брани
    • Разжигание межнациональной розни, пропаганда насилия
    • Спам и реклама других сайтов
    • Комментарии не по теме материала
    • Обсуждение действий администрации сайта

    Администрация сайта оставляет за собой право удалить комментарий, если он нарушает эти правила.

    Самое читаемое
    • за неделю
    • за месяц


    Житейские истории
    Не мне - значит, никому! Решил влюбленный и убил
    Говорят, что пары создаются на небесах. Но вот уж эту пару из Мончегорска - Романа и Алену - явно черт свел: слишком уж разные они были. Он - тридцатилетний айтишник,...
    14 лет убийца ждал, что его арестуют. И дождался
    Зачем он с ней тогда пошел?! Этот вопрос не давал ему впоследствии покоя целых четырнадцать лет. «Пьяный был, вот и пошел», - отвечал себе упорно. И старался забыть, что было дальше. Но не мог...
    Фальшивыми бывают не только деньги
    Жителя Рослякова Степана Бугрова дочка-студентка попросила продать ноутбук. Позвонила из Архангельска, где она жила, сообщила, что приобрела продвинутый планшет,...

    Loading...
    Этот день в истории
  • Международный день борьбы за ликвидацию нищеты
  • День работников пищевой промышленности
  • другие события
    Вверх
    © «Мурманский вестник» 1991-2014
    Мурманское областное издание

    Правила использования материалов газеты «Мурманский вестник»

    Яндекс.Метрика
    Архив   Реклама   Подписка   Реквизиты   Контакты   Наши авторы   Закупки
    Главная   Политика и власть   Экономика   Агропром   Рыбацкий вопрос   Жилкомхоз   Общество   Здравоохранение   Образование   Культура   Увлечения   Служу Отечеству!   Зверьё моё   Наш край    Земляки    Экология   Спорт   Спрашивали-отвечаем  Мы и закон  Происшествия  Официальная публикация   Новости партнеров