Марафон длиною в жизнь
 
За кулисами
 
 

Марафон длиною в жизнь

 
 
«Валентин и Валентина»: главный режиссер в работе над оформлением спектакля. 1972 год. Фото из архива Василия Киселева.
«Валентин и Валентина»: главный режиссер в работе над оформлением спектакля. 1972 год. Фото из архива Василия Киселева.

Из воспоминаний В. В. Киселева - режиссера Мурманского областного драматического театра с 1963 по 1981 годы.

Продолжение. Начало в № 185, 190.


Суд инквизиции

Мне всегда было интересно знакомство с новыми, неопробованными пьесами. Уже в моем первом сезоне в Мурманске из пяти пьес я выбрал две: «Участковый из Чудинова», «Лебединая песня» авторов малоизвестных - Ю. Петухова, Л. Митрофанова. Потом ставил пьесы В. Шаврина, Р. Назарова, Ш. Хусаинова, В. Ольшанского, Я. Волчек, А. Сергеева и др. Но вот только с двумя авторами был хорошо знаком, длительное время общался.

Первый, Олег Сосин, москвич. Меня заинтересовала его пьеса «Пробуждать спящих». Нигде она не ставилась, видимо, я оказался единственным ее постановщиком.

Заинтересовался необычностью материала: суд инквизиции над Джордано Бруно. Суд над личностью, пошедшей на костер за свои убеждения. Написана пьеса хорошим, лаконичным, современным языком. Автор явно не настаивал на исторической достоверности описываемых трагических событий. Это скорее диспут на заданную тему.

Так мы с художником Николаем Гарпиничем и придумали оформление: небольшой условный станок и над ним слегка накрененный монументальный (под металл) крест. Совершенно без быта, даже мебели. По жанру пьеса скорее интеллектуальная трагедия. Ее отлично играл молодой Л. Ниценко, по своей природе интеллигент. Замечательно играл Инквизитора з. а. Тувинской ССР Сергей Медведский, тот самый, который перешел к нам из вологодского театра.

Автор приехал на премьеру, спектакль ему понравился. По окончании его состоялась зрительская конференция, Сосин ответил на ряд вопросов.

Позже выяснилось, что на спектакле, конференции присутствовал, естественно негласно, человек из КГБ. Их интересовал Сосин, находящийся, оказывается, под наблюдением уважаемой организации из-за своих диссидентских настроений и связей. Он мне сам говорил: «На мне пиджак - подарок Виктора Некрасова. Перед выездом в эмиграцию во Францию снял его и надел на меня!» Конечно, спектакль был не на всякого зрителя, а на думающего. Но выяснилось, что в Мурманске таких немало.

Рецензент Зарема Боровая в «Полярной правде» точно отмечает: «Бруно предстает перед нами как борец не только против догм средневековой церкви, но и против каких бы то ни было догм, мешающих развитию науки, тормозящих жизнь. Великолепная работа Ниценко во многом помогла коллективу театра создать спектакль яркий, глубокий, эмоциональный… Спектакль «Пробуждать спящих» отличается удивительной цельностью, глубокой, яркой идейной направленностью. И еще - большой театральной культурой...».

О «идейной направленности» спектакля понял и секретарь по идеологии обкома А. Н. Рябков (недавно вступивший на эту должность). Когда через три года мы собрались на гастроли в Эстонию, он пригласил нас с директором Валерием Мининым обсудить выездной репертуар (впервые!) и предложил исключить из него «Пробуждать спящих». У меня, мол, бывшего учителя истории, есть претензии к фактической стороне событий пьесы. Но истинный смысл его претензий, конечно, был иной.


Всезнающий Н. Н.

В конце беседы он признался, что в Прибалтике «неправильно» поймут идейный пафос спектакля - слишком остро. Я попытался разъяснить, что именно в Прибалтике спектакли по «остроте» не в пример нашим. Договорились о компромиссе: сыграть «Пробуждать спящих» не больше двух раз.

Через год мы повезли спектакль и в Ригу, где он успешно прошел, а на тех гастролях в Таллине автор статьи Э. Арулаане «Цена истины» в газете «Советская Эстония» писала о «Пробуждать спящих» так: «О. Сосин мало заботится о композиционном рисунке, стройности сюжета, что, безусловно, снижает достоинство его пьесы. Но в нашем случае на помощь драматургу пришел талантливый режиссер и актеры, творческий коллектив, который сумел восполнить просчеты пьесы и создать интересный, выстроенный по всем законам сцены спектакль… Джордано Бруно думал о будущем, о человечестве, а вокруг было удушливое настоящее и беспомощные люди… И все-таки трагедия Бруно - в решении театра - оптимистическая трагедия. Автор предложил к пьесе эпиграф - слова современника Бруно, французского реформатора XVI века Себастьяна Кастеллиона: «Убить человека - это не значит опровергнуть его идеи, это значит только убить человека». И творческий коллектив своим спектаклем сумел раскрыть глубинный смысл этих слов».

Сосин приехал в Таллин показать жене спектакль и по другому еще поводу. Дело в том, что за пару месяцев до этого я оказался в Москве по каким-то театральным делам. Я позвонил Сосину с предложением встретиться. Он сообщил, что уже договорился с Вахтангом Давыдовичем Тумановым (актер МХАТа и театра Ленсовета, с 1960-го по 1976-й - Мурманского областного драматического. - Прим. ред.) о сегодняшней встрече в гостинице «Россия» и, встречно, пригласил приехать туда же. Туманов уже в то время не работал у нас, появился в столице из Средней Азии за творческие успехи в другом театре.

Сосин пришел с тремя книгами зарубежного издательства. Посетовал, что находится в затруднительном финансовом положении, и предложил нам купить их. По цене, по которой покупал сам.

Мы согласились, хотя понимали, что приобретаем запрещенную литературу. Но кто узнает - посторонних нет! Я взял «Доктора Живаго» Пастернака, фотоальбом Дали, Туманов какой-то роман издательства «Посев». Денег лишних у меня не было, и я пообещал выслать из Мурманска. Хорошо пообщались, дружески расстались.

Вернулся я домой, и в тот же вечер «куратор» от КГБ (был у нас такой Николай Николаевич), негласно часто нас посещавший, передал, что меня приглашает его начальство. Я сразу подумал, что, видимо, будет разговор о предстоящих наших гастролях с одним спектаклем в Норвегию, о чем велись переговоры.

Прямо из театра двинулись мы в солидное здание, расположенное не так далеко от нас. Но по дороге «куратор» предупредил, что разговор будет о литературе, которую я привез из Москвы. И посоветовал мне говорить, мол, купил не с целью распространения, а из творческого, профессионального интереса.

Заводит меня Н. Н. в кабинет своего начальника. Крупный, представительный мужчина в штатском. Приветливо поздоровался, пригласил нас подсесть поближе. Задал несколько вопросов о том о сем, и вдруг говорит: «Ну, вы, Василий Васильевич, как умный человек понимаете, что я пригласил вас по другому вопросу. Скажите, пожалуйста, вы пять дней назад в Москве покупали у Сосина запрещенную литературу и что именно?». Честно говоря, с самого начала разговора (в заведении по тем временам серьезном) я не чувствовал ни страха, ни даже волнения. То ли не успел осознать, куда попал, то ли успокаивающе подействовала подсказка Н. Н.

Говоря о самом Н. Н., следует сказать, что он, не привлекая к себе внимания, бывал на наших премьерных вечеринках, беседовал с директором (со мной ни разу), то есть был в курсе «всего и вся» в театре. Но ни о каких «доносах» на кого-либо я не слышал.


Каков гусь!

По совету Н. Н. отвечаю, как он подсказал, и, чувствуя к себе благорасположение, прошу: «Сальвадора Дали еще в самолете просмотрел, а Пастернака хотелось бы почитать». Начальник глянул на Н. Н., мол, каков гусь! Но тем не менее качнул головой: «Хорошо, но только на одну ночь».

За ночь я попытался прочитать «Доктора Живаго», напечатанного почти на папиросной бумаге, но чтение было скучное, занудное, и я не стал себя мучить бессонницей. Сильно удивился: за что автору Нобелевская премия? Ясно - политика. Позже пытался еще раз прочитать и вновь не осилил - по той же причине.

Утром вернул в театре Н. Н. обе книги, сожалея только о Дали… Как КГБ узнало о нашей встрече, книгах? И как теперь с Сосиным, с оплатой? Эти переговоры и должны были состояться в Таллине. Сосин и начал с главного - кто выдал? Я рассказал о том, что произошло со мной. Оказывается, и он побывал в московском КГБ, где ему были заданы те же вопросы.

Ему удалось отвертеться признанием «безработного», вынужденного продать собственные книги в единственном экземпляре - не для распространения. Но как узнали о продаже?

Два варианта: в номере «жучки» или кто-то из нас троих выдал. При мне Сосин размышлял: «Сам себя выдать, естественно, не мог. Верю и тебе. К тому же тебя ведь вызвали в КГБ после «сигнала». Получается: или «жучки», или Туманов. Как проверить Туманова? Не поедешь же в Среднюю Азию, где он сейчас работает!

Так и повис этот вопрос, не разрешенный до сих пор. Так как я тоже лишился двух книг, то договорились об оплате только половинной суммы договора. Что я и выполнил здесь же.


(Окончание следует.)

Василий КИСЕЛЕВ
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 18.10.2014


Публикации темы "Культпоход":
  • Парад маститых и начинающих  (22.06.2016)
  • Пыльные кролики точат зубы на нерях  (13.04.2016)
  • Выставки со смыслом  (12.04.2016)
  • Бизнес-проект со дна морского  (09.04.2016)
  • Светлые люди  (09.04.2016)
  • Куклы с сюжетом  (09.04.2016)
  • «Осторожно: дети!»  Артисты облдрамы подготовили новый спектакль совместно с гаишниками  (02.04.2016)
  • «Осторожно: дети!»  Артисты облдрамы подготовили новый спектакль совместно с гаишниками  (02.04.2016)
  • Сюрпризы «Сияния Севера»  (30.03.2016)
  • Домой - с музыкальным подарком  (25.03.2016)
  • Их сцена манит, как магнит  (25.03.2016)
  • «Эмоции - это валюта джаза»  (23.03.2016)
  • В ожидании «Птицы»  (19.03.2016)
  • «Для нас он был Маяковским»  (11.03.2016)
  • Новый взгляд на вечную тему  (05.03.2016)
  • В полете - «Радость»  (03.03.2016)
  • О курице, обоях и Модильяни  (02.03.2016)
  • Музеи в музее  (27.02.2016)
  • Музеи в музее  (27.02.2016)
  • Поморский витязь  (27.02.2016)
  • Лекарство от страха - рояль!  (06.02.2016)
  • Саамские герои в редкой технике  (06.02.2016)
  • Дар, положенный на мастерство  (30.01.2016)
  • КГБ-бюнад не дремлет  (16.05.2015)
  • Вот тебе, морячка, шоколадка!  (14.05.2015)
  • Инструмент-экстремал в роли солиста  (31.01.2015)
  • Весну позовет золотое сопрано  (31.01.2015)
  • Здравствуйте, я ваша... теща!  (24.01.2015)
  • На очереди - Пелагея  (24.01.2015)
  • Гардероб Незнакомки  Александр Васильев привез в Мурманск платья Серебряного века  (21.01.2015)
  • День напролет и на ночь глядя  (20.01.2015)
  • В поезде нано и ретро  (17.01.2015)
  • Именинник готовит подарки  (13.01.2015)
  • Когда говорят дрели, музы не молчат  (10.01.2015)
  • Фотограф «его сиятельства»  (03.01.2015)
  • Вылечат и душу, и игрушки  (30.12.2014)
  • Когда не нужно слов  (25.12.2014)
  • Дед Мороз стучит в окно  (23.12.2014)
  • Королевство стало маловато  (20.12.2014)
  • Музыка в гармонии с поэзией  (18.12.2014)
  • Зачем сжигают птицу счастья?  (16.12.2014)
  • Не говорите мне прощай...  (16.12.2014)
  • Короли и крали  (13.12.2014)
  • Открылась новая планета  (13.12.2014)
  • Не Джоконда, но - загадка  (13.12.2014)
  • На три голоса - 25 человек  (09.12.2014)
  • Стирая границы  (06.12.2014)
  • Обереги мастерили, по-саамски говорили  (02.12.2014)
  • Стыд спасет мир?  (29.11.2014)
  • «Завтра на рассвете - в бой»  (29.11.2014)
  • Куба далеко, грезы рядом  (22.11.2014)
  • Капризы волшебников  (20.11.2014)
  • Черный кот - на удачу  (15.11.2014)
  • Валентина Махаева: «Я - играющий тренер»  (08.11.2014)
  • Майкл Джексон для хора с оркестром  (06.11.2014)
  • Марафон длиною в жизнь  (25.10.2014)
  • Книжка - как добрая шутка  (25.10.2014)
  • Одним влюбленным больше  (23.10.2014)
  • Пуговка в наследство  (23.10.2014)
  • Где загорел Санта?  (23.10.2014)
  • Из какого сора?  Материалом для скульптур стали бытовые отходы  (22.10.2014)
  • Кинозвезды деревни Бухалово  Как мурманчанка пострадала за съемки у Андрея Кончаловского  (18.10.2014)
  • Бегом на сцену!  (11.10.2014)
  • «Полет шмеля» в шесть рук  Дмитрий Маликов провел в Мурманске мастер-класс  (11.10.2014)
  • «Здравствуй, Саша...»  На мурманской Аллее Писателей появился новый обитатель  (08.10.2014)
  • Моцарт живописи  (04.10.2014)
  • Хакамада снимет маску  (04.10.2014)
  • Марафон длиною в жизнь  (04.10.2014)
  • «Солдат войны не затевает»  (01.10.2014)
  • Мельпомена снимет жилплощадь  (19.09.2014)
  • Судьба художника хранила  (18.09.2014)
  • Прогноз погоды как повод для выставки  (17.09.2014)
  • Цвет и жизнь  (06.09.2014)
  • Согревший Арктику  (06.09.2014)
  • Когда ветер сдувает этюдник  Российские художники съехались в Териберку  (05.08.2014)
  • К самому синему морю  В Заполярье высадился творческий десант  (26.07.2014)
  • Варзугская свеча  (19.07.2014)
  • Звучи - и мир изменится!  (12.07.2014)
  • Кошки с колокольчиками  (11.07.2014)
  • С Мурманском на дружеской ноге  (28.06.2014)
  • Печаль его светла?  Эдвард Мунк глазами мурманских студентов  (26.06.2014)
  • За душой - не трофей, а подарок  (25.06.2014)
  • Понял? Чувствую! Хочу…  (21.06.2014)
  • Вместо закладки - утюг  (17.06.2014)
  • Выбор матери - судьба сына?  (17.06.2014)
  • Ведро краски - и творить!  Молодые художники Заполярья показали публике свои работы  (11.06.2014)
  • Полотно о «Курске» появится через год  Открылась выставка известного православного баталиста  (05.06.2014)
  •  
     
     

    Самое читаемое
    • за неделю
    • за месяц


    Житейские истории
    Не мне - значит, никому! Решил влюбленный и убил
    Говорят, что пары создаются на небесах. Но вот уж эту пару из Мончегорска - Романа и Алену - явно черт свел: слишком уж разные они были. Он - тридцатилетний айтишник,...
    14 лет убийца ждал, что его арестуют. И дождался
    Зачем он с ней тогда пошел?! Этот вопрос не давал ему впоследствии покоя целых четырнадцать лет. «Пьяный был, вот и пошел», - отвечал себе упорно. И старался забыть, что было дальше. Но не мог...
    Фальшивыми бывают не только деньги
    Жителя Рослякова Степана Бугрова дочка-студентка попросила продать ноутбук. Позвонила из Архангельска, где она жила, сообщила, что приобрела продвинутый планшет,...

    Loading...
    Этот день в истории
    1942
  • 70 лет назад (1942), несмотря на военные действия в Мурманске, состоялся VIII традиционный Праздник Севера. Победителями в лыжных гонках стали военнослужащие Борис Абрамов и Клара Дьячкова, в скоростном спуске - Андрей Головин и Клара Авилова, в гонках на оленях - Николай Хатанзей из Ловозера. В командном зачете победили лыжники Дома Красной Армии (впоследствии - Мурманский гарнизонный Дом офицеров). Традиционные спортивные соревнования проводились и в последующие военные годы.
  • 1949
  • В Мурманске зафиксировано максимальное для этой даты значение температуры воздуха (+5.5 градуса) за всю историю метеонаблюдений.
  • другие события
    Вверх
    © «Мурманский вестник» 1991-2014
    Мурманское областное издание

    Правила использования материалов газеты «Мурманский вестник»

    Яндекс.Метрика
    Архив   Реклама   Подписка   Реквизиты   Контакты   Наши авторы   Закупки
    Главная   Политика и власть   Экономика   Агропром   Рыбацкий вопрос   Жилкомхоз   Общество   Здравоохранение   Образование   Культура   Увлечения   Служу Отечеству!   Зверьё моё   Наш край    Земляки    Экология   Спорт   Спрашивали-отвечаем  Мы и закон  Происшествия  Официальная публикация   Новости партнеров