Когда турист в пролете
 
Ситуация
 
 

Когда турист в пролете

 
 
Фото с сайта ngs42.ru
Фото с сайта ngs42.ru

В шесть утра телефончик вякнул, что получил эсэмэску. А вдруг что-то важное, неотложное?! Борясь с желанием урвать для сна еще хоть полчасика, открыла глаза, протянула к нему руку… «Боитесь покупать тур? 100 процентов возврата денег при банкротстве туроператора! Подробности в «Море солнца», - гласило сообщение, за которым следовали адрес сайта компании и номер контактного телефона. Очень своевременная информация, спасибо за заботу о моем отдыхе…

Это было 12 сентября. В 16 часов на мой второй номер пришла точно такая же эсэмэска. Что называется, окружили заботой со всех сторон… Но уже к вечеру того же дня на сайте питерской компании «Море солнца» появилось заявление о том, что с 19 часов она приостанавливает свою деятельность.


Боитесь покупать тур?

Что это было? Вопрос повис в воздухе, поскольку после звонка на указанный телефон бесстрастный голос всякий раз ответствовал: «Номер недоступен». Не знаю, бросился ли кто-нибудь из получивших, как я, рекламное сообщение в шесть утра бронировать тур даже с обещанной стопроцентной гарантией. Но... Как можно было предлагать услугу, готовясь открыть кингстоны? Верх цинизма - идя ко дну, стремиться прихватить с собой кого-то еще.

Что касается возврата денег, то даже если он и происходит, то отнюдь не сразу. Свидетельство тому - недавняя информация, что руководитель временной администрации ЗАО «Страховая компания «Восхождение» принял решение о начале страховых выплат по договорам, заключенным туристами с ЗАО «Фирма «Нева». Первыми деньги получат граждане, которые понесли ущерб, находясь за границей с 4 по 16 июля. То есть в лучшем случае потраченные деньги людям вернут спустя два месяца. К слову, на руководителей некоторых компаний, которые принимали деньги от клиентов, уже зная о грядущем банкротстве, заведены дела по статье «мошенничество».

22 сентября пресс-служба правительства РФ сообщила, что для повышения правовой защищенности туристов, выезжающих за пределы территории России, премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому туроператор обязан выдать туристам все необходимые документы, включая авиабилеты, за сутки до вылета.

«Туроператор (турагент) будет обязан передать туристу все документы, включая обратный билет, за сутки до начала путешествия. При оформлении билета в электронном виде потребителю выдается выписка из автоматизированной системы, содержащей сведения о перевозках», - говорится в постановлении.


Дым над турфирмами

Нынешнее лето стало в России воистину сезоном горящих туров. Только горели и, увы, продолжают гореть не путевки, а сами компании: «Роза ветров Мир», «Лабиринт», «Экспо-тур», «ИнтАэр», «Этюд», «Ветер странствий», «Санта Люция», «Солвекс Турне», «Южный Крест Трэвел»... Пока замыкают этот список уже упомянутая «Море солнца» и последний из крупных питерских туроператоров - «Верса». 16 сентября Российский союз туриндустрии обнародовал данные, согласно которым банкротство 14 туроператоров за предыдущие два месяца затронуло почти 130 тысяч россиян.

- На этой неделе мы тоже попали, - признались недавно в мурманском «Магазине горящих путевок». - Двое наших клиентов, отдыхающих в Греции уже пару недель по путевкам от «Версы», сейчас оказались в неприятной ситуации. Надеемся, что им удастся нормально провести остаток отпуска, поскольку отель был оплачен за весь период.

На момент краха компании «Верса» за границей находилось 9 тысяч человек, купивших здесь путевки, еще 6 тысяч жили в приятном ожидании туров, забронированных на осень и Новый год...

В большинстве мурманских турагентств весьма неохотно делятся информацией о клиентах, оказавшихся за рубежом с путевками, оформленными в потерпевших крах компаниях. Один из местных руководителей признался: пришлось использовать собственные средства, чтобы не опозориться перед земляками и сохранить репутацию.

- Нас, к счастью, проблема миновала, - поделились в компании «1001 тур». - Наверное, дело в том, что мы работаем по франчайзингу только с тринадцатью проверенными партнерами. Хочется верить, что это поможет избежать проблем, с которыми сталкиваются коллеги. Сейчас активно покупаются новогодние туры. Естественно, оформляем мы их только в застрахованных компаниях с надежными страховщиками.

Тем не менее многие сегодня отказываются от былых планов на отдых осенью или в новогодние каникулы. Сужу по кругу близких знакомых - и в нем возникли такие ситуации. Не решаются люди с прежней легкостью отправиться на недельку-другую к теплому морю. А вдруг вместо уютного номера отеля окажешься на чужом берегу без крова над головой? В Интернете пруд пруди рассказов о выселении из гостиниц, повторной оплате проживания из собственного кармана и тому подобном.

Между прочим, по утверждению специалистов Ростуризма и Ассоциации туроператоров России, попытки выселить туристов или требовать у них деньги за проживание незаконны, поскольку клиенты услугу оплатили фирме, где приобретали путевку. Раз отель согласился работать с туроператором в долг и на этом условии заключил контракт, то именно с ним и должен выяснять отношения. А не с клиентом, с которым никаких юридических отношений не имеет.

«В споре двух хозяйствующих субъектов не должны быть задействованы граждане Российской Федерации, которые полностью оплатили туруслугу. В случае нарушения законных прав российских туристов за рубежом, необходимо сообщать об этом по телефонам горячих линий объединения «Турпомощь» и Ростуризма для оперативного вмешательства. Тел.: +7 495981-51-49 (круглосуточно), +7 985 226 82 71, +7 917 540 51 21», - говорится в официальном сообщении Ростуризма.

Пожалуй, сегодня эти номера стоит забить в свои телефоны каждому, кто собирается в зарубежный вояж.


Кризис - к смерти или к оздоровлению?

Министерство культуры предлагает обязать турагентства страховать свою ответственность перед клиентами. В случае банкротства компаний это позволит компенсировать потери туристов. Одновременно планируется создать официальный реестр туристических агентств и агентов. Как пишут «Известия», такие нормы содержатся в подготовленном ведомством законопроекте.

Согласно ему «осуществление турагентской деятельности допускается при наличии договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств» перед клиентами. Предлагается и минимальный лимит страховки - не менее миллиона рублей.

Пока по закону «Об основах туристской деятельности в РФ» страховать свою ответственность перед туристами обязаны лишь туроператоры - организации, которые формируют туры и передают их турагентам для последующей реализации. А вот к последним, хотя через них и проходит большинство покупаемых путевок, требования не установлены.

Российский союз страховщиков прогнозирует, что из-за кризисных явлений в отрасли с туристического рынка могут уйти около тысячи участников. Зарегистрировано их почти 4 тысячи, но эффективную деятельность ведут меньше половины. Эти цифры назвал президент РСС Игорь Юргенс. Он отметил также, что члены РСС не удовлетворены вариантом законопроекта по реформированию отрасли, который подготовили минкульт и Ростуризм.

Законопроект, в частности, предусматривает создание третьего уровня защиты туристов - нового крупного фонда на тот случай, когда страховка не покрывает причиненный ущерб в полном объеме. Размер отчислений, как предполагается, будет зависеть от годового оборота компании. Если он не превышает 250 миллионов рублей, то ежегодный взнос составит 300 тысяч. При годовом обороте более 250 миллионов - миллион, и так далее. А вот при обороте свыше 10 миллиардов рублей - уже 10 миллионов. Глава РСС назвал проект половинчатым, не гарантирующим оздоровления отрасли.

Вице-президент Российского союза туриндустрии Олег Корнеев считает, что говорить о глобальном кризисе туристического рынка пока еще рано. «Данная ситуация абсолютно четко показывает в форс-мажорных обстоятельствах, кто чего стоит. В любом случае, кризис всегда оздоравливает», - сказал он и отметил, что резкого падения туристического спроса нет, а существует лишь «кратковременное отсутствие роста».

Позитивно настроен и врио руководителя Ростуризма Олег Сафонов. «Конечно же, идет в каком-то смысле укрепление рынка, потому что слабые звенья, к сожалению, реализуются через свое банкротство», - заявил он. Напряженная же ситуация в отрасли, по его мнению, вызвана рядом факторов. Это и сокращение общего числа туристов, и колебания курса рубля, и общие законодательные пробелы в сфере регулирования отрасли.


Спасение утопающих...

Что же делать тем, кто не располагает лишней валютой, которая позволит самому подстраховаться при выезде на отдых за рубеж. Знатоки путешествий советуют планировать свой отдых самостоятельно, без посредничества турфирм. И все больше россиян выбирают именно этот путь. Однако, по мнению экспертов в сфере зарубежного туризма, сегодня и это может грозить потерями, порой еще более значительными. Ведь если турист пострадает от действий иностранной компании, судиться придется уже с нею, причем на территории ответчика.

Но если вы решили все же, несмотря ни на что, погреться на солнышке за пределами страны, может быть, пригодится недавняя подробная инструкция от Российского союза туриндустрии. Вы купили путевку, а турфирма прекратила свою деятельность? Ни в коем случае не стоит никуда выезжать. Первым делом попробуйте прийти в турфирму - возможно, там вам все-таки вернут деньги. Если нет, то придется обратиться в страховую компанию, которая предоставила туроператору финансовые гарантии. По закону страховщики должны выплатить вам компенсацию за невыполненные турфирмой обязательства. Как правило, в случае банкротства турфирмы распространяют документ, подробно расписывающий шаги, которые турист должен предпринять, и контакты страховой компании.

Если же не удается дозвониться в страховую компанию - трубку никто не берет или линия всегда занята, никто не отвечает и на электронные письма более одной недели - это уже подозрительно. В первые два-три дня после сообщения о банкротстве, как правило, начинается шквал звонков и писем, возможны чисто технические неполадки. Но если это длится дольше, нужно сообщить об этом в Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Там есть правовое управление, которое обязано проверить информацию и выяснить, когда начнутся выплаты. Так советуют эксперты. Если же страховая компания отказалась выплачивать компенсацию, следует обратиться с исковым заявлением в суд. Другого пути нет.

Опубликовано: «Мурманский вестник» от 26.09.2014

Публикации темы "Аналитика":
  • В фокусе проблемы соцдомов  Правительство области и ОНФ держат на контроле ситуацию с некачественными домами  (25.06.2016)
  • «Осторожно: дети!»  Артисты облдрамы подготовили новый спектакль совместно с гаишниками  (02.04.2016)
  • Флот для себя построим в России  (22.03.2016)
  • О рыбном море начистоту  (01.03.2016)
  • Нью-Васюки или реальный шанс?  Идея построить на Шпицбергене российский рыбоперерабатывающий комплекс, похоже, вступает в стадию реализации  (05.02.2016)
  • Традиционное рыболовство попалось на крючок  (03.02.2016)
  • Экономить и поддерживать   (02.02.2016)
  • Хочешь успеть везде беги в два раза быстрее  (28.01.2016)
  • Богатыри будут под стать задачам  Больше ледоколов - мощных и разных  (27.01.2016)
  • Взятки гладки?  (16.01.2015)
  • Строить ковчег пока не стоит  (15.10.2014)
  • В очередь за капремонтом  (11.09.2014)
  • Не только поймать, но и продать  (10.09.2014)
  • Под крышей дома. Своего  (10.09.2014)
  • Своя треска к сковородке ближе  (09.09.2014)
  • Когда опустится шлагбаум?  (06.09.2014)
  • Все отдам за маасдам?  Как сказались санкции на продуктовой корзине северян  (27.08.2014)
  • Тяжела ты, шапка «гаранта»  (14.08.2014)
  • Трасса национального значения  (13.08.2014)
  • В прилове - социальные задачи  (08.08.2014)
  • Почему малый бизнес мало зарабатывает  (25.07.2014)
  • На фоне Арктики заметна «Фукусима»  (23.07.2014)
  • Где живем, то и жуем  (23.07.2014)
  • У «ждановских» были конкуренты?  (22.07.2014)
  • Николай Коннов: «Удобно - не значит по закону»  (18.07.2014)
  • 38 друзей кандидата в губернаторы  (16.07.2014)
  • Гражданин доктор  Сложности законодательства мешают врачам-мигрантам устроиться на работу  (18.06.2014)
  •  
     
     

    Самое читаемое
    • за неделю
    • за месяц


    Житейские истории
    Не мне - значит, никому! Решил влюбленный и убил
    Говорят, что пары создаются на небесах. Но вот уж эту пару из Мончегорска - Романа и Алену - явно черт свел: слишком уж разные они были. Он - тридцатилетний айтишник,...
    14 лет убийца ждал, что его арестуют. И дождался
    Зачем он с ней тогда пошел?! Этот вопрос не давал ему впоследствии покоя целых четырнадцать лет. «Пьяный был, вот и пошел», - отвечал себе упорно. И старался забыть, что было дальше. Но не мог...
    Фальшивыми бывают не только деньги
    Жителя Рослякова Степана Бугрова дочка-студентка попросила продать ноутбук. Позвонила из Архангельска, где она жила, сообщила, что приобрела продвинутый планшет,...

    Loading...
    Этот день в истории
    1941
  • В 1 час 25 минут Военный совет Северного флота получил приказ наркома ВМФ начать боевые действия против Финляндии. С боевым заданием в район Мотовского залива вышел эсминец "Куйбышев", конвоировавший транспорты "Колхозник" и "Кузбасс".
  • 1981
  • Принят в эксплуатацию сложнейший комплекс наклонного ствола Оленегорского ГОКа.
  • другие события
    Вверх
    © «Мурманский вестник» 1991-2014
    Мурманское областное издание

    Правила использования материалов газеты «Мурманский вестник»

    Яндекс.Метрика
    Архив   Реклама   Подписка   Реквизиты   Контакты   Наши авторы   Закупки
    Главная   Политика и власть   Экономика   Агропром   Рыбацкий вопрос   Жилкомхоз   Общество   Здравоохранение   Образование   Культура   Увлечения   Служу Отечеству!   Зверьё моё   Наш край    Земляки    Экология   Спорт   Спрашивали-отвечаем  Мы и закон  Происшествия  Официальная публикация   Новости партнеров