Объединенные холодом
 
Наша Арктика
 
 

Объединенные холодом

 
 
Коллаж Евгения Михайлова
Коллаж Евгения Михайлова

Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, несколько районов Якутии и Красноярского края, города Воркута и Норильск, ряд муниципальных образований Архангельской области, а также острова Ледовитого океана, объявленные в свое время территорией Союза ССР. Все это - Российская Арктика. Так гласит указ президента РФ от 2 мая 2014 года.

Это то, что касается сухопутных территорий. Плюс к этому - двухсотмильная экономическая зона вдоль берегов. Все это, повторюсь, наше. Право на другие территории надо доказывать. Для этого в конце июля в сопровождении атомохода «Ямал» к масштабной сейсморазведке в Арктике приступило НИС «Академик Федоров». Результаты исследований станут основой российской заявки в комиссию по границам континентального шельфа при ООН.

Нефтяные миллиарды

Уже сейчас отечественные заполярные проекты грандиозны по своим масштабам. Только в Обской губе их реализуется сразу два. Первый - «Ямал СПГ» - в ближайшие годы должен обеспечить грузооборот в

17-17,5 миллиона тонн. Выше по течению реки «Газпром нефть» ведет строительство Нового порта. Новопортовское нефтяное месторождение обеспечит еще порядка 5 миллионов тонн. Иначе говоря, к 2020 году только Обская губа будет давать 22-23 миллиона тонн углеводородов ежегодно.

Более отдаленное будущее кажется еще заманчивее. Так, «Роснефть» надеется открыть в Арктике новый нефтеносный район, который по объемам может оказаться крупнейшим в мире. Об этом 9 августа, как сообщило информагентство «Арктика-Инфо», заявил глава компании Игорь Сечин в ходе телемоста, посвященного началу разведочного бурения на платформе «West Аlpha» в Карском море.

- Мы надеемся открыть новую морскую Карскую нефтеносную провинцию, которая, по оценкам экспертов, по объему ресурсов превзойдет такие нефтегазоносные провинции, как Мексиканский залив, Бразильский шельф, шельф Аляски и Канады, и будет сопоставима с ресурсной базой Саудовской Аравии, - рассказал Сечин.

Отметим, на начало 2014 года «Роснефть» являлась обладателем 46 лицензий на поиск, разведку и добычу нефти и газа на российском шельфе в районах, суммарные извлекаемые запасы которых оцениваются более чем в 45 миллиардов тонн нефтяного эквивалента.

Экономичные мили

Для обустройства месторождений и вывоза добытого сырья необходим отлаженный транспортный коридор. Перспективы Севморпути обсудил в Мурманске в конце мая этого года Совет государственных администраций морского и речного транспорта СНГ. В совещании, прошедшем под председательством руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта России Александра Давыденко, приняли участие представители пяти стран Содружества.

Грузопоток по трассе СМП из года в год растет. В прошлом году по ней перевезено около полутора миллионов тонн грузов. Нефтегазовые проекты на шельфе, для которых Севморпуть - единственно возможный транспортный коридор, еще, что называется, на подходе. Поэтому пока особенно заметен рост тоннажа транзитных грузов. И здесь у СМП есть немалые преимущества. Главное из них - экономия во времени. Ведь высокоширотная трасса намного короче любых обходных путей. Льды, конечно, не подарок, но и у них есть свои плюсы - отсутствие штормов, например.

Проводки судов по трассе СМП опробовали еще в семидесятые годы. Но реальная коммерческая работа началась в последние пять лет. Главные факторы для ее успешного развития - долгосрочные контракты и переход к караванным проводкам судов ледоколами. Обе эти задачи в настоящее время успешно решаются мурманским «Атомфлотом».

Перспективные порты

Опорными точками любого морского транспортного коридора являются порты. В настоящее время в рамках проекта «Ямал СПГ» завершается строительство современного арктического порта Сабетта. Ну а базовым и наиболее значимым для развития навигации по Севморпути, безусловно, является порт Мурманск. В обозримом будущем его планируют превратить в крупный перегрузочный узел.

Для нашего региона это проект знаковый. В 2008 году для его реализации учредили ОАО «Управляющая компания «Мурманский транспортный узел». При полной реализации проект предполагает строительство терминалов по перевалке угля, нефти и нефтепродуктов, контейнерного терминала, складских мощностей и создание логистического центра. Развитие железнодорожной инфраструктуры включает в себя строительство железнодорожной ветки Выходной - Лавна протяженностью около четырех десятков километров на западном берегу Кольского залива, сети железнодорожных станций и парков, ряда других транспортных объектов, а также развитие автодорожной инфраструктуры Мурманска и подходов к нему.

В начале этого года проект получил положительное заключение Главгосэкспертизы. Чуть ранее, в конце 2013 года, ФКУ «Ространсмодернизация» объявило конкурс на разработку документации и строительство инфраструктуры МТУ. Речь главным образом идет о железнодорожной ветке Выходной - Лавна. В марте победителем конкурса стало ООО «Стройгазкон-салтинг», с которым был заключен контракт на 41,5 миллиарда рублей. В соответствии с его условиями все работы должны быть выполнены в течение четырех лет.

Также стало известно, что контролирующим акционером МТУ станет «Роснефть». Напомним, 69,5 процента акций этой компании принадлежит ОАО «Роснефтегаз», которое, в свою очередь, стопроцентно находится в федеральной собственности. В ближайших планах «Роснефти» также начать управление 82-м судоремонтным заводом в Рослякове, чтобы создать на его базе судостроительный центр для шельфовых проектов.

Строительство железнодорожной ветки на западном берегу Кольского залива жестко увязано со строительством там угольного терминала ООО «Морской торговый порт «Лавна». В конце апреля Мурманская область, Ространсмодернизация и собственно МТП «Лавна» подписали дополнительное соглашение, уточняющее перечень и сроки реализации всех мероприятий. Подтверждено, что терминал и железнодорожная ветка будут строиться одновременно, а их сдача предполагается в 2018 году.

Могучие ледоколы

Навигация в Арктике невозможна без мощи атомных ледоколов. В настоящее время в активной эксплуатации у «Росатомфлота» осталось четыре атомохода. И нагрузка на них постоянно возрастает. Скажем, в прошлом году атомная четверка провела в море в общей сложности 1045 суток.

В мае принято решение о возвращении в строй атомохода «Советский Союз». Около шести лет он простоял у причала без загрузки. На первом этапе необходимо провести продление ресурса реакторной установки до 150 тысяч часов. Это позволит ледоколу работать как минимум восемь лет. Потенциально возможно продление ресурса до 175 тысяч часов. А это еще десять-двенадцать лет эксплуатации. Атомоход должен заступить на вахту в зимнюю навигацию 2017-2018 годов.

Ждет атомный ледокольный флот и пополнение. В августе 2012 года подписан контракт на строительство головного универсального атомного ледокола. Названный «Арктикой», он будет оборудован атомной энергетической установкой нового типа РИТМ-200 и станет самым большим и мощным ледоколом в мире. Его длина составит 173,3 метра, ширина - 34 метра, а водоизмещение - 33,54 тысячи тонн.

В конце мая этого года госкорпорация «Росатом» заключила с Балтийским заводом контракт на строительство еще двух атомных ледоколов общей стоимостью 84,4 миллиарда рублей. Первый богатырь должен быть построен в декабре 2017 года. Сроки сдачи второго и третьего - конец 2019 и 2020 годов соответственно. Так что свою задачу по обеспечению арктических перевозок «Атомфлот» выполнит.

Надежная защита

При таких природных богатствах и транспортных перспективах северные приполярные районы планеты превращаются в весьма лакомый кусочек. Для того чтобы никто случайно не усомнился в том, что наша часть Арктики действительно наша, Россия также предпринимает определенные шаги.

В российской части Арктики будет создана единая система базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения. Об этом президент страны Владимир Путин заявил 22 апреля на заседании Совета безопасности, посвященном реализации государственной политики в Арктике. Глава государства отметил, что десятилетиями шаг за шагом Россия укрепляла, наращивала свое присутствие, свои позиции в Арктике, и наша задача - не только их в полной мере восстановить, но и качественно усилить.

Одной из демонстраций подобного качественного усиления наверняка можно считать полеты над акваторией Ледовитого океана наших истребителей-бомбардировщиков. В начале августа эскадрилья Су-34 Западного военного округа впервые отработала полеты по маршруту Северного морского пути и достигла точки Северного полюса. Наращивает свое присутствие в Арктике Северный флот.

Не зря отправился к макушке планеты и «Академик Федоров», о котором шла речь в начале материала. Если Россия докажет, что поднятие Менделеева и хребет Ломоносова являются геологическим продолжением нашего континентального шельфа, то сможет получить право на разведку углеводородов в треугольнике Чукотка - Мурманск - Северный полюс площадью 1,2 миллиона квадратных километров. В 2001 году российская заявка была отклонена комиссией ООН из-за недостатка информации. Ну что же, сделаем второй заход: треугольник-то немаленький и, надо думать, не Бермудский.

Опубликовано: «Мурманский вестник» от 17.09.2014

Другие материалы темы "Региональная экономика":
  • Как помочь царской рыбе?  На заседании противоэпизоотической комиссии шел разговор о заболевании дикой семги  (29.06.2016)
  • Скучать не придется  На буксире ФГУП «Атомфлот» «Тамбей» поднят государственный флаг  (24.06.2016)
  • Разделать «Лепсе» и разделаться с тревогой  (13.04.2016)
  • Пожуем - увидим  (12.04.2016)
  • Бизнес-проект со дна морского  (09.04.2016)
  • Таблетки особого назначения  Воздействие на среду оценит общественность  (06.04.2016)
  • Бюджет всему голова  (02.04.2016)
  • Уникальность приходит на помощь  (01.04.2016)
  • Пожалуйте, треска, в гостиницу!  (25.03.2016)
  • По карте - далеко, по интересам - близко  (11.03.2016)
  • Деньги - к деньгам?  (01.03.2016)
  • Аргументы и контрафакты  (27.02.2016)
  • Каникулы? Время засучить рукава!  (25.02.2016)
  • Новые суда строить будем только дома  (19.02.2016)
  • Дельная идея в добротной «упаковке»   (11.02.2016)
  • Горячая страда в лютые морозы  (05.02.2016)
  • Яичко не простое, а диетическое  (04.02.2016)
  • Танкер рыбке не товарищ…  (16.05.2015)
  • К выходным будем с мойвой  (04.02.2015)
  • Главное – избежать резких скачков цен  (31.01.2015)
  • За гречку досталось на орехи  (28.01.2015)
  • С новыми кораблями и старыми заботами  (20.01.2015)
  • Добываем сохраняя  (14.01.2015)
  • Ситуация в пределах нормы  (30.12.2014)
  • Белой рыбой брешь закроем  (18.12.2014)
  • Безопасно и красиво  (13.12.2014)
  • Три стороны - в пользу четвертой  (02.12.2014)
  • Цены пока не кусаются, но зубы точат  (02.12.2014)
  • Освоение - всегда вызов  (19.11.2014)
  • Голыми руками Арктику не возьмешь  (19.11.2014)
  • Важный шаг навстречу  (18.11.2014)
  • Лидеры качества позиций не сдают  (14.11.2014)
  • Северяне останутся при «северных»  (14.11.2014)
  • Коровушки на ферме, олени - в тундре  Ловозерцы запасли силос, готовятся к коралю  (12.11.2014)
  • Время требует быстрых решений  (12.11.2014)
  • Нити рельсов протянутся к узлу  (24.10.2014)
  • Побег на юг не состоится  (24.09.2014)
  • А молоко не убежит?  (19.09.2014)
  • «Прямо у фермера купить»  (09.09.2014)
  • Форсайт для Мурмана  В нашей области открылись Дни инноваций  (04.09.2014)
  • У соседей есть предложение  А в Мурманской области есть спрос на качественные товары  (23.08.2014)
  • Браконьер наглеет от безнаказанности  (20.08.2014)
  • Меняем раннюю на разноцветную!  Китайским ученым показали уникальную коллекцию картофеля и даже дали попробовать  (20.08.2014)
  • Какому проекту область поможет?  (31.07.2014)
  • Свое надежнее  (16.07.2014)
  • Отплатит буренка за свежую зеленку  (01.07.2014)
  • Дмитрий Соснин: «Есть дороги, где ремонт уже выполнен на 100 процентов»  (28.06.2014)
  • «Ласточка» до Мурманска не долетит  (21.06.2014)
  • Затарились новой проблемой  (20.06.2014)
  • Палка всегда о двух концах  Бизнес готовится встретиться с экономическими санкциями  (11.06.2014)
  • Позиции подменили амбициями  (11.06.2014)
  • В поисках баланса  (11.06.2014)
  •  
     
     

    Самое читаемое
    • за неделю
    • за месяц


    Житейские истории
    Не мне - значит, никому! Решил влюбленный и убил
    Говорят, что пары создаются на небесах. Но вот уж эту пару из Мончегорска - Романа и Алену - явно черт свел: слишком уж разные они были. Он - тридцатилетний айтишник,...
    14 лет убийца ждал, что его арестуют. И дождался
    Зачем он с ней тогда пошел?! Этот вопрос не давал ему впоследствии покоя целых четырнадцать лет. «Пьяный был, вот и пошел», - отвечал себе упорно. И старался забыть, что было дальше. Но не мог...
    Фальшивыми бывают не только деньги
    Жителя Рослякова Степана Бугрова дочка-студентка попросила продать ноутбук. Позвонила из Архангельска, где она жила, сообщила, что приобрела продвинутый планшет,...

    Loading...
    Этот день в истории
    1906
  • В норвежском городе Варде начало действовать русское издательство "Помор". Выпускало брошюры, листовки, книги стихов и песен, социал-демократическую газету "Мурман".
  • 1914
  • Начало первого в мире перехода с востока на запад гидрографической экспедиции Б. А. Вилькицкого (1885-1961) на ледокольных пароходах "Вайгач" и "Таймыр". После зимовки у берегов Таймыра 3 сентября 1915 года экспедиция достигла Архангельска.
  • другие события
    Вверх
    © «Мурманский вестник» 1991-2014
    Мурманское областное издание

    Правила использования материалов газеты «Мурманский вестник»

    Яндекс.Метрика
    Архив   Реклама   Подписка   Реквизиты   Контакты   Наши авторы   Закупки
    Главная   Политика и власть   Экономика   Агропром   Рыбацкий вопрос   Жилкомхоз   Общество   Здравоохранение   Образование   Культура   Увлечения   Служу Отечеству!   Зверьё моё   Наш край    Земляки    Экология   Спорт   Спрашивали-отвечаем  Мы и закон  Происшествия  Официальная публикация   Новости партнеров