Трасса национального значения
 
Наша Арктика
 
 

Трасса национального значения

 
 
Автор фото: Лев Федосеев В сюжете 3 фото

Северный морской путь - национальная транспортная магистраль России - на глазах превращается из объекта гордости за советское прошлое в магистраль к будущему стратегическому прорыву. Возрождение легендарного судоходного маршрута, который в этом году отметил свое 82-летие, идет полным ходом. Мурманской области в грандиозных планах развития Севморпути отведена особая роль.

Возрождение Северного морского пути возможно только при условии развития приполярных территорий. Для этого необходимо решить несколько глобальных задач - построить вдоль арктического побережья современную инфраструктуру, обновить атомный ледокольный флот, развернуть системы космического мониторинга. Работы предстоит много, но первые результаты уже есть.


Ледоколы будущего

Атомный ледокольный флот России, базирующийся в Мурманске, сегодня насчитывает 6 атомоходов, последний из которых - атомный ледокол «50 лет Победы» - был передан «Атомфлоту» еще в 2007 году. В августе 2012 года с Балтийским заводом был подписан государственный контракт на строительство ледокола проекта 22220 с условным названием «Арктика». Это судно станет самым крупным и мощным ледоколом в мире - длина 173 метра и ширина 34 метра, мощность 60 мегаватт и водоизмещение более 33 тысяч тонн. Основная особенность в том, что оно может проламывать лед толщиной 2,8 метра. Атомоход такого класса будет круглогодично осуществлять проводку караванов на больших глубинах в Западной Арктике, а также работать на мелководных участках в устье Енисея. К слову, функционировать в разных условиях - это тоже уникальная функция.

- В середине 2017 года пройдут ходовые испытания, после этого будет проведена ревизия, и корабль уйдет на ледовые испытания, и потом, без возвращения в Санкт-Петербург, придет в Мурманск, где будет торжественно передан заказчику, - рассказывает руководитель проекта 22220 Сергей Черногубовский.

Строительство «Арктики» положит начало обновлению ледокольного флота России. В мае этого года с Балтийским заводом был подписан контракт на строительство еще двух серийных ледоколов этого проекта. Кроме того, в «Атомфлоте» планируют, что к зимней навигации 2017 года в строй вернется «Советский Союз», построенный в 1989 году и находящийся в резерве.

- Атомный флот может выступить драйвером для многих предприятий Мурманской области,- уверен заместитель генерального директора «Атомфлота» Мустафа Кашка. - Речь идет и о заказе на подготовку специалистов для МГТУ, и об увеличении штата обслуживания ледоколов на 400-600 людей. Также это может дать толчок многих компаний, которые работают в IT-технологиях.


Космический обзор

Другой масштабной задачей для обеспечения судоходства в Северном Ледовитом океане станет появление космической группировки «Арктика». Космические аппараты «Арктика М» будут работать на высокоэллиптической орбите - 40 тысяч километров над Землей. Первый северный спутник отправится на орбиту уже в 2015 году. В 2017-м группировка заработает в полную силу.

- Обычно спутники летают по геостационарной орбите - вдоль экватора, их наблюдения за погодой в России ограничиваются 60-м градусом северной широты. Все, что выше, контролируется несколькими спутниками, но их производительность и скорость обработки данных не позволяют оперативно отслеживать изменения погоды и ледовой обстановки в Арктике, - рассказывает Сергей Бабушкин, главный конструктор проекта НПО им. Лавочкина, которое занимается разработкой космической группировки «Арктика».

Результатом работы станет вывод в космос двух метеорологических спутников, которые будут двигаться по 12-часовой орбите, сменяя друг друга в рабочей зоне каждые 6 часов. Кроме того, спутники будут собирать информацию с десятков наземных пунктов передачи данных, развертывание которых в районах Северного морского пути уже началось. Оперативный сбор и анализ этих сведений заметно повысят точность метеопрогнозов в районе следования судов.


Кратный рост

За последние три года объем перевозок по Северному морскому пути практически удвоился, но все еще далек от рекорда в 7 миллионов тонн грузов, перевезенных в 1989 году. Однако ближайшие планы освоения континентального шельфа обещают вывести объемы грузоперевозок по СМП на невиданный уровень.

- Только проект «Ямал СПГ» в 2020 году будет генерировать 17,2 миллиона тонн грузов, - делится планами Мустафа Кашка. - Второй такой крупный проект есть у компании «Газпромнефть», которая со следующего года будет генерировать в Обской губе порядка 5 миллионов тонн грузов. Вообще, в перспективе объем грузоперевозок по Северному морскому пути может достичь 50 миллионов тонн в год.

И все это, не говоря о транзитных перевозках грузов из Европы в Азию и Америку, где трасса через Арктику может конкурировать с традиционными маршрутами через Суэцкий или Панамский каналы. Сегодня, по оценкам специалистов, проход судна через Северный морской путь может втрое сократить затраты времени на пути из Владивостока в Европу и обратно. При этом экономия только на топливе для одного танкера достигает 900 тысяч долларов, что делает путь через Северный Ледовитый океан опасным конкурентом судоходным трассам через Атлантику и Тихий океан.

Так что перспективы развития арктического судоходства ставят новые масштабные задачи и перед Мурманской областью. Безусловно, в Мурманске необходимо создавать филиал управления ФГКУ «Северный морской путь» либо вообще перенести сюда головной офис компании из Архангельска. Решающим аргументом здесь должно стать то, что именно у нас есть единственный в мире незамерзающий порт за полярным кругом и место базирования атомного ледокольного флота России.

Создание Мурманского транспортного узла, развитие береговой инфраструктуры, обновление судоремонтных мощностей - все это привлечет в регион новые инвестиции и заложит перспективы для роста экономики всего Кольского Заполярья. А еще это увеличит доходы областного бюджета - от налоговых поступлений, сборов за проводку иностранных судов, создания новых рабочих мест. Ну а гордость за страну и Кольский край, который станет одной из опор гигантского транспортного моста через Северный Ледовитый океан, никакими деньгами не измерить. Это действительно бесценно!

Константин КУЗЬМИН
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 13.08.2014


Публикации темы "Аналитика":
  • В фокусе проблемы соцдомов  Правительство области и ОНФ держат на контроле ситуацию с некачественными домами  (25.06.2016)
  • «Осторожно: дети!»  Артисты облдрамы подготовили новый спектакль совместно с гаишниками  (02.04.2016)
  • Флот для себя построим в России  (22.03.2016)
  • О рыбном море начистоту  (01.03.2016)
  • Нью-Васюки или реальный шанс?  Идея построить на Шпицбергене российский рыбоперерабатывающий комплекс, похоже, вступает в стадию реализации  (05.02.2016)
  • Традиционное рыболовство попалось на крючок  (03.02.2016)
  • Экономить и поддерживать   (02.02.2016)
  • Хочешь успеть везде беги в два раза быстрее  (28.01.2016)
  • Богатыри будут под стать задачам  Больше ледоколов - мощных и разных  (27.01.2016)
  • Взятки гладки?  (16.01.2015)
  • Строить ковчег пока не стоит  (15.10.2014)
  • Когда турист в пролете  (26.09.2014)
  • В очередь за капремонтом  (11.09.2014)
  • Не только поймать, но и продать  (10.09.2014)
  • Под крышей дома. Своего  (10.09.2014)
  • Своя треска к сковородке ближе  (09.09.2014)
  • Когда опустится шлагбаум?  (06.09.2014)
  • Все отдам за маасдам?  Как сказались санкции на продуктовой корзине северян  (27.08.2014)
  • Тяжела ты, шапка «гаранта»  (14.08.2014)
  • В прилове - социальные задачи  (08.08.2014)
  • Почему малый бизнес мало зарабатывает  (25.07.2014)
  • На фоне Арктики заметна «Фукусима»  (23.07.2014)
  • Где живем, то и жуем  (23.07.2014)
  • У «ждановских» были конкуренты?  (22.07.2014)
  • Николай Коннов: «Удобно - не значит по закону»  (18.07.2014)
  • 38 друзей кандидата в губернаторы  (16.07.2014)
  • Гражданин доктор  Сложности законодательства мешают врачам-мигрантам устроиться на работу  (18.06.2014)
  •  
     
     

    Ваше сообщение
    Представьтесь, пожалуйста:
    Ваш e-mail:
    и (или) другой вид связи:
    Скрыть контактную информацию
    (будет доступно только редакции).

    Ваше сообщение:

    Введите защитный код:
    Правила комментирования
    Запрещается:
    • Оскорбление участников дискуссии и иных лиц
    • Употребление нецензурных слов и брани
    • Разжигание межнациональной розни, пропаганда насилия
    • Спам и реклама других сайтов
    • Комментарии не по теме материала
    • Обсуждение действий администрации сайта

    Администрация сайта оставляет за собой право удалить комментарий, если он нарушает эти правила.

    Самое читаемое
    • за неделю
    • за месяц


    Житейские истории
    Не мне - значит, никому! Решил влюбленный и убил
    Говорят, что пары создаются на небесах. Но вот уж эту пару из Мончегорска - Романа и Алену - явно черт свел: слишком уж разные они были. Он - тридцатилетний айтишник,...
    14 лет убийца ждал, что его арестуют. И дождался
    Зачем он с ней тогда пошел?! Этот вопрос не давал ему впоследствии покоя целых четырнадцать лет. «Пьяный был, вот и пошел», - отвечал себе упорно. И старался забыть, что было дальше. Но не мог...
    Фальшивыми бывают не только деньги
    Жителя Рослякова Степана Бугрова дочка-студентка попросила продать ноутбук. Позвонила из Архангельска, где она жила, сообщила, что приобрела продвинутый планшет,...

    Loading...
    Вверх
    © «Мурманский вестник» 1991-2014
    Мурманское областное издание

    Правила использования материалов газеты «Мурманский вестник»

    Яндекс.Метрика
    Архив   Реклама   Подписка   Реквизиты   Контакты   Наши авторы   Закупки
    Главная   Политика и власть   Экономика   Агропром   Рыбацкий вопрос   Жилкомхоз   Общество   Здравоохранение   Образование   Культура   Увлечения   Служу Отечеству!   Зверьё моё   Наш край    Земляки    Экология   Спорт   Спрашивали-отвечаем  Мы и закон  Происшествия  Официальная публикация   Новости партнеров