Кто теряет и что находят Почему некоторые молодые педагоги не задерживаются в школе, а другие не мыслят жизни без нее?
 
Изучаем проблему
коммент.:3 * версия для печати
 
 

Кто теряет и что находят

 
 
Почему некоторые молодые педагоги не задерживаются в школе, а другие не мыслят жизни без нее?
 
 

Никто и не обещал, что будет легко

В октябре позвонил директор Минькинской специальной коррекционной школы Александр Попов. С радостью сообщил, что в школу пришли работать сразу четверо молодых учителей. Начавшийся отпуск помешал мне обнародовать эту добрую новость. И, как выяснилось, хорошо, что помешал. Так как всего спустя месяц вся четверка ушла. Чтобы разобраться, почему, отправилась в Минькино.

Школа для детей с нарушениями речи встретила своей особой, традиционно доброй атмосферой. Это во всех остальных учебных заведениях тебя сшибает на переменах, как смерч, орущая толпа школяров. Здесь же, как на деревенской улице, с тобой здороваются все ученики - от мала до велика. Кто постарше - степенно, кто помладше - весело. Однако все смотрят на нового человека с искренним любопытством. Это и понятно, ведь в школе-интернате дети и учатся, и живут. Кого-то родители забирают домой лишь на выходные, а для кого-то школа становится по-настоящему родным домом, где маму-папу заменяют воспитатели.

И это, как я поняла после общения с педагогами школы, также одна из причин ухода молодых специалистов. Все пришедшие девушки, дефектологи по специальности, работали воспитателями.

- Трудно? - спрашиваю у молодой учительницы химии и биологии Татьяны Янченковой. Она тоже первый год работала здесь воспитателем.

- Очень, - честно признается она. - А самая главная сложность, что маленьким, почти не говорящим ребятишкам надо стать не просто воспитателем, а практически мамой, и это притом что своих детей у меня пока нет. Длинный рабочий день, во время которого отвлечься нельзя ни на минуту: с обеда до самого вечера ты с ними.

Татьяна признается честно: когда перешла работать учителем биологии и химии, работать стало не то чтобы легче, но гораздо интереснее. У нее классы с 6 по 11. Дети уже хорошо говорят, живо интересуются ее предметами. Они хотят стать успешными людьми, и надо сказать, у многих это получается.


В деньгах ли дело?

Спрашиваю у директора школы: не обидно, что юные педагоги ушли?

- Конечно, обидно, - не скрывает Александр Попов. - Тем более что я у них был председателем государственной экзаменационной комиссии в МГГУ, это, можно сказать, мои выпускницы. Они у нас проходили практику, им понравилось. Но, видимо, не учли, что практика и постоянная работа - не одно и то же.

Не надо путать туризм с эмиграцией - сразу вспоминается расхожая поговорка. Одно дело - прийти на несколько дней, и совсем другое - изо дня в день, не отвлекаясь ни на секунду, пахать (по иному не скажешь!) на поприще воспитания.

Этих ребятишек, не просто плохо говорящих, некоторые из них, приходя в Минькинскую школу, только мычат - надо научить всему. Кто-то не умеет завязывать шнурки на ботинках, чистить зубы, умываться. Кто-то, не успев или не сумев попроситься в туалет, способен намочить штанишки да так мокрым и ходить. А для кого-то лучшее развлечение - кидаться хлебом на обеде или со всей дури заехать ложкой в лоб соседу по столу. Эти ребята своеобразны во всем, и недаром педагоги в Минькинской школе недолюбливают всеми обожаемые праздники - Новый год, 8 Марта и тому подобные. Праздник привлекает гостей из города и области - с подарками, концертами, громкой музыкой, звонкими песнями, зажигательными танцами. А потом это бурное веселье растормаживает и заводит местных ребятишек настолько, что успокаивать их приходится не один день.

Итак, четыре молодых педагога отработали здесь всего по месяцу. Одна ушла - ездила сюда с улицы Лобова, а ребенок маленький. Ей предложили работу в детском саду рядом с домом и малыша взяли в этот садик. Второго педагога пригласили по специальности учителем-логопедом в другую школу. И еще две выпускницы педвуза ушли, попеняв на недостаточную, по их мнению, зарплату.

Что касается последнего. Молодые педагоги зачастую сетуют на то, что платят им мало. Сегодня средняя зарплата учителя в нашем регионе более 39 тысяч рублей. Цифра впечатляющая. Но на заседании Ассоциации молодых педагогов области, где мне довелось побывать, вчерашние выпускники педвузов называли совсем иные суммы - 15 тысяч. Понятно, что у них в первые месяцы работы не может быть таких заработков, как у опытных учителей, с огромным стажем, высокими категориями, победами в профессиональных конкурсах. Но если брать именно Минькинскую школу, то тут вчерашние выпускники как раз обижены не были.

Как сообщила мне главный бухгалтер, все они получили, как положено, единовременное пособие в размере шести должностных окладов и остальные выплаты. А в данном случае это не только ежемесячная для молодого специалиста 20-процентная надбавка к окладу, но и оплата всех коммунальных услуг, кроме водоснабжения (а это еще тысячи 3-4 ежемесячно). То есть около 20 тысяч рублей молодой педагог получал. Есть еще и стимулирующие надбавки, а если участвовать в конкурсах, олимпиадах и добиваться результатов, то все это обязательно скажется на заработке.

- Если бы меня не устраивала зарплата, я бы здесь не работал. Тем более у меня семья, - прямо сказал учитель технологии, тоже, кстати, молодой специалист Александр Хряпин. - Но вот уже третий год пошел, и уходить я отсюда никуда не собираюсь.

Александр закончил в МГГУ факультет технологии и дизайна. У него чуть больше трех лет педагогического стажа.

В его классе под руками местных самоделкиных рождаются изделия, которые хоть на ярмарку. Затейливо вырезанные рамки для школьных фотовыставок и музея, изящные лавки, тумбочки, предметы обихода. А еще необычайной тонкости и красоты киот для ревдинской церкви, выполненный по заказу тамошнего батюшки по всем православным канонам. Кстати, делали его самые хулиганистые подростки! Работать тут есть чем. В классе технологии разнообразные станки, обилие древесины мягких пород, ну а местная инструменталка сделала бы честь настоящему, «взрослому» производству.

Разрабатывая новые проекты, ученики пользуются компьютером. Но Александр Хряпин это не очень поощряет:

- Творчество завязано на том, чтобы ребенок создавал что-то новое, свое, а не искал готовые варианты в Интернете, - убежден он.


«Это как в монастырь уйти»

Увы, ни одна из ушедших учительниц встретиться с корреспондентом не захотела. Конечно, трудно расписываться в своем поражении, по-человечески это можно понять. Но случай привел встретиться с молодым педагогом с аналогичной судьбой. Закончив МГГУ, девушка, совсем недолго проработав в школе, покинула ее. Почему?

- Учителем я мечтала работать с детства. Помню, рассаживала по стульям кукол, игрушечных зверят и «преподавала» им разные предметы. Но уже практика в школе, во время студенчества, меня насторожила.

Я филолог, преподавала два предмета, а потому все вечера просиживала за подготовкой к литературе и русскому. Подбирала аудио- и видеозаписи, иллюстративные материалы, составляла планы уроков, просиживала в Интернете в поисках чего-то суперинтересного для учеников. Ложилась спать далеко за полночь. А утром?

Мнение, что учителя работают полдня, а потом свободны - ошибочно. Работая педагогом, с утра нельзя позвонить завучу и сказать, что задерживаешься (в любой конторе такое сплошь и рядом). Каждый урок - это по большому счету выступление на сцене. Ученики оценивают не только то, что ты говоришь, но и внешний вид. У педагогов очень жесткий дресс-код, никаких мини-юбочек, разноцветных волос и пирсингов! Мне, например, тяжело ежедневно в 8.30 быть примером для подражания во всем. Как говорится в известном фильме: не скажу, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть.

Плюс (вернее, это минус) бесконечная проверка тетрадей. Мне бы после работы личной жизнью заняться, в киношку или клуб с парнем сбегать, а тут горы тетрадок и подготовка к урокам.

И потом, уже когда я пришла в школу, прибавилось классное руководство. А это - родительские собрания, организация досуга класса, проверка дневников раз в неделю и т. д. - всего не перечислить. А дневников 30! И не проверить их, не выставить оценки нельзя - их ждут и дети, и родители. Причем родители бывают очень разные, и многие из них потруднее, чем их дети в трудном возрасте.

И все же на первом месте среди всего, что отвращает от школы, - дисциплина. Вернее, ее отсутствие. У меня был 9-й класс. Дети абсолютно неуправляемые и без тормозов в этом диком переходном возрасте. Пообщавшись с ними, я очень скоро поняла, что не готова и преподавать предмет, и воспитывать детей на уроке, и поддерживать свой авторитет, и тому подобное. Сегодня у ребят очень много прав, учитель не может им ничего сказать, выгнать за прямое хамство или хулиганство из класса. Даже отобрать мобильный телефон, на котором они играют уроки напролет, переписываются и фотографируют все подряд, - нельзя! Родители тут же напишут на учителя жалобы - в прокуратуру, мэрию, уполномоченному по правам ребенка и т. д. А вот дети генетически запрограммированы тебя на прочность проверять. Они могут учителю сказать что угодно, хоть матом, вести себя как угодно (вся страна видела, как пожилую учительницу физкультуры на уроке школяры катали по полу - сами сняли и в Интернет выложили!). И им за это ничего не будет. Про зарплату я даже говорить не хочу - у опытных педагогов она бывает и очень внушительной, но ведь до этого сколько лет работать надо...

Вот такая грустная исповедь.

183 молодых специалиста пришли в этом учебном году работать в образовательные учреждения региона. Это - рекордная цифра за последние годы, которая прозвучала нынешней осенью на заседании Ассоциации молодых педагогов области. Как видим, уже через месяц после начала работы кто-то из них покинул первое место работы. Кстати, директор Минькинской школы на ушедших учителей не в обиде:

- Они же не в контору отбыли, - уточняет оптимистически, - а в систему образования. Так что не зря учились.

Время покажет.

Опубликовано: «Мурманский вестник» от 29.11.2012
 
 
 

Степанова-Баранова
(адрес скрыт)
29 ноября 2012 г.
12:18
      Очень поверхностно. Зарплата зависит не от стажа, а от нагрузки (средняя в любой школе 36 часов, т.е. две ставки) и - главное - от отношений с директором. Отпахав в две смены в четырех параллелях, можно получить те же деньги, что и приближенные, работающие в одну - в двух.
марьванна
(адрес скрыт)
29 ноября 2012 г.
20:31
      если бы девушки работали в мужском коллективе и все с ними нянчились (как с мужиками - в женском), давали надбавки и заботились об их карьерном росте, они бы остались, сто пудов
Наталья
(адрес скрыт)
30 ноября 2012 г.
01:36
      Моя дочь заканчивала университет, фак. филологии, и не собиралась учить детей. Я, как мать, была озабочена этим. И вот однажды, в разговоре, я пожаловалась на дочь соседке по даче-учителю младших классов. Я прямо сказала, что дочь не хочет работать в школе. Вот что она мне ответила: "И правильно делает,что не хочет, и пусть не ходит, Унас в школе работают два учителя словесника, они при мне пришли. От одной муж ушел, вторая так и не вышла замуж. И нечего ей делать в школе, никакой личной жизни у неё не будет, будет одна работа. В школе - уроки, а дома - тетради, планы уроков, подготовка." Я очень удивилась такому ответу, но в статье всё то же написано, даже больше. Меня удивляло еще вот что, за пять лет обучения только два раза по 1,5 месяца была практика на 4 и на 5 курсе. Учат чему угодно, только не преподаванию в школе. Сейчасне надо отрабатывать, как раньше. Может это и хорошо, а может и нет. Отрабатывая, кто-то понял бы, что другого пути у него нет, и зря он не хотел идти в школу. Скорей всего, многие бы остались. Может кто-то скажет, что в школу должны идти лучшие! Но я знаю, что из всего курса двое пошли в аспирантуру и только одна девочка пошла преподавать в младшие классы - очень её попросили, работать совсем было некому и было не важно, что это не её профиль. Можно много писать и рассуждать на темы - кто виноват и что делать? Но реально встаёт вопрос - что дальше будет? Какая-то безнадёга.
Ваше сообщение
Представьтесь, пожалуйста:
Ваш e-mail:
и (или) другой вид связи:
Скрыть контактную информацию
(будет доступно только редакции).

Ваше сообщение:

Введите защитный код:
Правила комментирования
Запрещается:
  • Оскорбление участников дискуссии и иных лиц
  • Употребление нецензурных слов и брани
  • Разжигание межнациональной розни, пропаганда насилия
  • Спам и реклама других сайтов
  • Комментарии не по теме материала
  • Обсуждение действий администрации сайта

Администрация сайта оставляет за собой право удалить комментарий, если он нарушает эти правила.

Самое читаемое
  • за неделю
  • за месяц


Житейские истории
Не мне - значит, никому! Решил влюбленный и убил
Говорят, что пары создаются на небесах. Но вот уж эту пару из Мончегорска - Романа и Алену - явно черт свел: слишком уж разные они были. Он - тридцатилетний айтишник,...
14 лет убийца ждал, что его арестуют. И дождался
Зачем он с ней тогда пошел?! Этот вопрос не давал ему впоследствии покоя целых четырнадцать лет. «Пьяный был, вот и пошел», - отвечал себе упорно. И старался забыть, что было дальше. Но не мог...
Фальшивыми бывают не только деньги
Жителя Рослякова Степана Бугрова дочка-студентка попросила продать ноутбук. Позвонила из Архангельска, где она жила, сообщила, что приобрела продвинутый планшет,...

Loading...
Этот день в истории
  • Международный день глухонемых
  • Всемирный день моря
  • другие события
    Вверх
    © «Мурманский вестник» 1991-2014
    Мурманское областное издание

    Правила использования материалов газеты «Мурманский вестник»

    Яндекс.Метрика
    Архив   Реклама   Подписка   Реквизиты   Контакты   Наши авторы   Закупки
    Главная   Политика и власть   Экономика   Агропром   Рыбацкий вопрос   Жилкомхоз   Общество   Здравоохранение   Образование   Культура   Увлечения   Служу Отечеству!   Зверьё моё   Наш край    Земляки    Экология   Спорт   Спрашивали-отвечаем  Мы и закон  Происшествия  Официальная публикация   Новости партнеров