Национальный парк или дорога? В Хибинах вновь столкнулись интересы экологов и промышленников
 
Продолжение темы
коммент.:2 * версия для печати
 
 

Национальный парк или дорога?

 
 
В Хибинах вновь столкнулись интересы экологов и промышленников
 
 
Коллаж Евгения ЗИНОВА.
Коллаж Евгения ЗИНОВА.
Автор фото: Кабыш Зоя В сюжете 2 фото

Национальный парк «Хибины» мог стать первой природной охраняемой территорией в нашей стране. Еще в октябре 1917 года Семенов-Тян-Шанский на совместном заседании Географического общества и ученого комитета министерства земледелия России сделал доклад «О типичных местностях, в которых необходимо организовать заповедники по образцу американских национальных парков». Хибинские горы возглавили список будущих природных резерватов, далее перечислены 45 территорий, каждая из которых действительно приобрела желаемый статус. Все, кроме Хибин. В 2012-м эти земли должны быть наконец зарезервированы под национальный парк. Однако у специалистов есть основания считать, что его судьба в опасности.

95 лет спустя

Впрочем, вернемся ненадолго к истории вопроса. Записку Семенова-Тян-Шанского обнаружили во время работы с архивами Русского географического общества (РГО), о чем сообщил на сайте вице-президент этого общества Александр Чибилев. Вениамин Петрович указывал: «В русской Лапландии наиболее удобным и поучительным местом для создания национального парка является группа Хибинских гор, до 4 тысяч футов абсолютной высоты, близ оз. Имандры, у подножья которых вьется Мурманская ж. д.»... До недавних пор считали, что это предложение прозвучало в 1923 году, когда отдел охраны природы Главнауки Наркомпроса РСФСР представил официальный план создания новых заповедников.

Несколько лет назад, как известно, силами защитников природы работа по организации нацпарка возобновилась. «Вестник» неоднократно писал об этом, поэтому не будем перечислять этапы долгого пути, напомним только, что создание национального парка «Хибины» распоряжением российского правительства № 2322-р от 22 декабря 2011 года планируется в 2015-м. Правда, как считают специалисты, сегодня есть прямая угроза экологической целостности и автономности природного комплекса Хибинских гор. Связывают это с активизацией деятельности ЗАО «Северо-Западная фосфорная компания» (СЗФК) по освоению месторождения Партомчорр.

Именно потому постоянная природоохранительная комиссия РГО намерена открыть на сайте общества раздел «Национальный парк «Хибины»: от проекта до его реализации через 100 лет». Все заинтересованные стороны приглашаются к обсуждению проблемы. Заметим, что действует также сайт поддержки создания нацпарка и на местном уровне - информацию о развитии событий можно найти по адресу www. hibiny.info.

Камень преткновения

Все бы ничего, если бы не сошлись на одной территории разнонаправленные векторы интересов. Общественные организации ратуют за сохранение природных и рекреационных богатств Хибинского массива, горнопромышленники хотят заняться разработкой последнего неосвоенного крупного апатит-нефелинового месторождения. По воле судьбы расположено оно в самом сердце Хибин, вдалеке от промышленно освоенного района, зато в непосредственной близости от популярных туристских маршрутов.

Месторождение, конечно, исключено из территории нацпарка. А вот дорогу, по которой планируется везти руду к ГОКу на Оленьем ручье, компания намерена проложить по территории будущего парка. Что напрочь перечеркнет целесообразность его создания, уверены многие. По этому поводу общественные организации, занимающиеся созданием парка (Баренцевоморское отделение Всемирного фонда дикой природы, Кольский центр охраны дикой природы, Кольский экологический центр), давно уже бьют во все колокола.

Первая встреча за круглым столом экологов и руководства СЗФК состоялась в июле минувшего года, тогда было признано, что действительно, дорога является камнем преткновения. Решили сформировать рабочую группу из представителей обеих сторон, которая рассмотрит варианты выхода из ситуации. Насколько известно, ни одного заседания этой группы так и не прошло, как не были проведены промышленниками ни общественные слушания, ни хотя бы некие общественные встречи-консультации по поводу освоения Партомчорра.

В следующий раз экологи встретились со своими оппонентами нынешней весной. Зато «на высшем уровне». Сначала в областной думе, на заседании комитета по экологии и охране окружающей среды под руководством Натальи Лещинской, затем в министерстве природных ресурсов и экологии РФ. 28 апреля в Москве состоялось совещание под председательством замминистра Рината Гизатулина, посвященное созданию национального парка «Хибины». Тогда было принято решение ускорить этот процесс, а руководству СЗФК предложено представить в министерство разные варианты дорог к месторождению Партомчорр.

Как сообщается в пресс-релизе минприроды, «Р. Гизатулин подчеркнул, что проектные планы «Северо-Западной фосфорной компании» должны быть направлены на исключение возможного экологического ущерба и сохранение биологического и ландшафтного разнообразия территории в соответствии с требованиями природоохранного законодательства».

Выполнена ли эта рекомендация? По сведениям экологов, один вариант предусматривает строительство дороги через Умбозерский перевал, другой - вдоль северных склонов Хибин, через западный берег Умбозера, то есть в любом случае - через будущий парк. Более подробной информацией они не располагают.

Выход есть всегда

- Насколько нам известно, рекомендация министерства не выполнена, никаких иных вариантов прокладки дороги СЗФК так и не представила, а тем временем подрядчик уже начинает на этой спорной территории проектно-изыскательские работы, - рассказал Виктор Петров, научный сотрудник Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН и председатель совета Кольского центра охраны дикой природы. - Поэтому в середине июня мы вынуждены были обратиться в Генеральную прокуратуру и областную природоохранную прокуратуру. Надеемся, что они предотвратят уничтожение уникального в мировом масштабе природного объекта.

По мнению специалистов, региональная исполнительная власть уже давно могла зарезервировать территорию под национальный парк, чтобы контролировать ситуацию. Именно об этом не раз ходатайствовали и общественники, и комитет по экологии областной думы.

- Проектировать национальный парк на местности, где наиболее ценные участки уничтожены, ни один специалист не станет. Проект создания нацпарка в случае строительства дороги превратится в профанацию, - убежден Виктор Петров.

Причем это позиция не только общественных организаций, но и ученых. Так, в ответе директора Института проблем промышленной экологии Севера Владимира Маслобоева на запрос Русского географического общества по поводу освоения Партомчорра и строительства дороги сказано: «Вне всякого сомнения, национальный парк должен быть организован до проектирования инфраструктуры рудника «Партомчорр», что позволит избежать в последующем отказа от создания национального парка при прохождении экологической экспертизы проекта национального парка «Хибины».

Отмечено и следующее: «Институт участвовал в проведении оценки воздействия на окружающую среду по проекту «Строительство первой очереди подземного рудника на базе месторождения апатит-нефелиновых руд Партомчорр производительностью 2.0 млн. т сырой руды в год и указывал, что дорога для транспортировки руды от рудника может при определенных условиях способствовать развитию национального парка. Однако данное утверждение касалось исключительно вариантов дороги, проходящих за пределами границ предполагаемого национального парка «Хибины» в соответствии с документами территориального и лесного планирования Мурманской области».

- А каким вы сами видите выход из этой ситуации, учитывая, что возможностей прокладки дорог не так уж много в пределах горного массива? - спросили мы представителей совета по созданию национального парка.

- Мы видим два варианта. Конечно, они очень затратны, но это более-менее приемлемый компромисс, - ответили мне. - Либо вернуться к первоначальному варианту размещения ГОКа в непосредственной близости от железной дороги, на северо-западе горного массива (за пределами нацпарка, конечно). Либо спрятать дорогу в тоннель на наиболее ценных участках, нуждающихся в охране.

Соблюсти баланс

За комментариями «Мурманский вестник» обратился и в областной комитет промышленного развития, экологии и природопользования. Как сообщил заместитель председателя комитета Алексей Смирнов, действия СЗФК на сегодня не выходят за рамки закона. Компания в мае нынешнего года получила в аренду участок лесного фонда под изыскательские и проектные работы для строительства дороги. Пока территория под будущий природный или национальный парк не зарезервирована, это не противоречит законодательству.

На Оленьем ручье в начале июня побывал с рабочим визитом первый заместитель губернатора Алексей Тюкавин, на встрече обсуждалась в том числе и проблема дороги на Партомчорр. Результатом встречи стал протокол, где обговаривается необходимость создания рабочей группы, которая займется вопросами резервирования территории под природный парк, а впоследствии в этих границах - и национального парка. Сегодня рабочая группа создана и будет держать на особом контроле проектирование дороги, ведь именно эта проблема нынче стала краеугольной в вопросе создания нацпарка и освоения месторождения.

- Здесь очень важно соблюсти баланс экономических и экологических интересов, как бы это ни было трудно, - выразил свое мнение Алексей Смирнов. - Поймите, промышленники не имеют права не разрабатывать это месторождение, ведь иначе это будет означать отзыв лицензии, и региону придется компенсировать им огромные затраты. С другой стороны, природоохранное законодательство ставит их в очень жесткие рамки. Например, существует вероятность того, что дорога может уничтожить какие-то виды растений, занесенных в Красную книгу РФ. Наказание за это - вплоть до уголовного. Я считаю: окончательный ответ на вопрос, быть или не быть здесь дороге, можно дать, только получив результаты изысканий, к которым приступила сейчас мурманская компания «ТИСИз», будут проведены и обязательные экспертизы по возможному экологическому ущербу. Вопрос слишком серьезный, чтобы спешить с выводами, не изучив ситуацию досконально. В любом случае перед СЗФК и проектировщиками дороги стоит задача минимизировать предполагаемый экологический ущерб.

По словам Алексея Смирнова, компанией рассматривались многие варианты строительства дороги. Нынешний также не выглядит привлекательно, ведь он «разрежет» Хибины, пройдя от Оленьего ручья до Партомчорра через Умбозерский перевал и долину реки Тулийок. Однако остальные предложенные варианты попросту неприемлемы: через долину Кукисвум, где сейчас лежит туристская дорога на Куэльпорр, было бы короче и не наносило бы мощного вреда природе, однако руду в большегрузных автомобилях пришлось бы везти к ГОКу через город... Другой вариант - по северной части Хибин, по берегу озера Умбозера, через юг Симбозерского заказника. А это перекрыло бы пути миграции лосей и уничтожило их привычные места обитания и отела. Это также невозможно.

- Будущая дорога, где проходят изыскания, должна быть спроектирована как компромиссный вариант, учитывающий природоохранные требования и интересы туристов, - подвел итог Алексей Смирнов. - Если изыскания и экспертизы покажут, что это строительство возможно, придется искать такие проектные решения, которые максимально «разведут» в пространстве экологические, туристические маршруты и технологические. Это могут быть какие-то тоннели, мостовые переходы для туристов и так далее.

Возможен ли компромисс?

Может ли разгореться острый конфликт, не повторится ли ситуация с Химкинским лесом? Не «подогревают» ли экологов «сторонние силы»? Вопросов много.

Нам удалось связаться по телефону с Сергеем Федоровым, который находится сейчас на Оленьем ручье, готовя ГОК к запуску в июле. Он связывает шум вокруг возможного строительства дороги исключительно с происками недоброжелателей и конкурентов.

- Все равно наш караван идет, - сказал Сергей Федоров. - Партомчорр мы будем разрабатывать, это третья очередь ГОКа «Олений ручей». Дорога необходима. Где именно она пройдет, покажут изыскания, которые, к слову, еще не начались. Вопросы строительства дороги я предпочитаю обсуждать со специалистами, для чего и предложил Алексею Михайловичу Тюкавину создать рабочую группу. Хочу отметить еще, что проект рудника на Партомчорре прошел экологическую экспертизу, мы постарались минимизировать воздействие на окружающую среду. В частности, отказались от первоначального варианта строительства ГОКа в непосредственной близости от Партомчорра, чтобы исключить вредное воздействие на Симбозерский заказник. О национальном парке «Хибины» и речи не шло, когда мы получали лицензию на это месторождение, и сейчас о нацпарке пока только разговоры. В любом случае, есть мировая практика и близкого соседства ГОКов и национальных парков, и прокладки дорог в границах нацпарков. Мы не враги Хибин. Более того, сами готовы возглавить процесс создания здесь национального парка.

Остается добавить, что мысль об участии в создании нацпарка звучит от представителей компании не в первый раз. Впрочем, «в связке» с нынешними активистами, надо полагать, это вряд ли возможно.

- Не надо думать, что мы поставили себе целью борьбу с конкретной компанией или ее руководством, - ответили на это единомышленники Виктора Петрова. - Скандалы - вовсе не самоцель для нас. Мы только за то, чтобы соблюдался закон. И за то, чтобы сиюминутные экономические интересы не перевешивали социальные и экономические плюсы в долгосрочной перспективе.

Понятно, о чем говорят экологи. Горнопромышленникам легче оперировать цифрами доходов местной казны от их работы и занятости населения на производстве. Однако не стоит забывать, что деньгами измеряется далеко не все. В том числе «услуги», которые предоставляет северянам природа: чистый воздух, возможность отдохнуть от цивилизации среди нетронутых ландшафтов... Можно вспомнить и про многоукладность экономики. И про имидж региона, который рискует прославиться как место, где так и не смогли создать национальный парк, о котором мечтали люди еще в 1917-м.

Снять вопросы и излишнее напряжение способен только открытый диалог власти и промышленников с общественностью.

Опубликовано: «Мурманский вестник» от 12.07.2012
 
 
 

Валентина Совкина
tinasovkina@gmail.com
13 июля 2012 г.
02:38
      Открытый диалог напрашивается оч. давно! Зачем дело доводить до противостояний, когда было время обсуждений и общественных слушаний, СЗФК не проводило таких слушаний в Апатитах, по крайней мер откладывало, но так и не было! Местные жители тоже не враги сами себе и прекрасно понимают, что происходит! "Горнопромышленникам легче оперировать цифрами доходов местной казны от их работы и занятости населения на производстве. Однако не стоит забывать, что деньгами измеряется далеко не все." !!!!!
Михаил Миронов
(адрес скрыт)
13 июля 2012 г.
21:33
      А руководство области, выдавшее лицензию на разработку не озвучивало ли стоимость ее отзыва?
   Может проще "откупиться"?
Ваше сообщение
Представьтесь, пожалуйста:
Ваш e-mail:
и (или) другой вид связи:
Скрыть контактную информацию
(будет доступно только редакции).

Ваше сообщение:

Введите защитный код:
Правила комментирования
Запрещается:
  • Оскорбление участников дискуссии и иных лиц
  • Употребление нецензурных слов и брани
  • Разжигание межнациональной розни, пропаганда насилия
  • Спам и реклама других сайтов
  • Комментарии не по теме материала
  • Обсуждение действий администрации сайта

Администрация сайта оставляет за собой право удалить комментарий, если он нарушает эти правила.

Самое читаемое
  • за неделю
  • за месяц


Житейские истории
Не мне - значит, никому! Решил влюбленный и убил
Говорят, что пары создаются на небесах. Но вот уж эту пару из Мончегорска - Романа и Алену - явно черт свел: слишком уж разные они были. Он - тридцатилетний айтишник,...
14 лет убийца ждал, что его арестуют. И дождался
Зачем он с ней тогда пошел?! Этот вопрос не давал ему впоследствии покоя целых четырнадцать лет. «Пьяный был, вот и пошел», - отвечал себе упорно. И старался забыть, что было дальше. Но не мог...
Фальшивыми бывают не только деньги
Жителя Рослякова Степана Бугрова дочка-студентка попросила продать ноутбук. Позвонила из Архангельска, где она жила, сообщила, что приобрела продвинутый планшет,...

Loading...
Этот день в истории
1886
  • День рождения Сергея Николаевича Дурылина (1886-1954), литературоведа, искусствоведа, педагога, доктора филологических наук. До революции совершил несколько путешествий по Русскому Северу. Автор книг «За полуночным солнцем. По Лапландии пешком и на лодке» (1913), «Под северным небом» (1915).
  • 1923
  • День рождения Алексея Федоровича Найчука (1923-1995), народного артиста РСФСР; в 1951-1994 годах - один из ведущих артистов театра Северного флота.
  • другие события
    Вверх
    © «Мурманский вестник» 1991-2014
    Мурманское областное издание

    Правила использования материалов газеты «Мурманский вестник»

    Яндекс.Метрика
    Архив   Реклама   Подписка   Реквизиты   Контакты   Наши авторы   Закупки
    Главная   Политика и власть   Экономика   Агропром   Рыбацкий вопрос   Жилкомхоз   Общество   Здравоохранение   Образование   Культура   Увлечения   Служу Отечеству!   Зверьё моё   Наш край    Земляки    Экология   Спорт   Спрашивали-отвечаем  Мы и закон  Происшествия  Официальная публикация   Новости партнеров